Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Истинная Природа Здоровья

Айенгар

Истинная Природа Здоровья

Большинство людей просят от своего тела их не беспокоить, то есть здоровье для них – это отсутствие болезни и боли. Они не имеют представления о тех нарушениях в уме, которые рано или поздно приведут к болезням. Йога же оказывает на физическое состояние троякое воздействие. Она помогает восстановиться после пережитой травмы, замедляет течение болезни, если она есть, и делает здоровых людей еще более крепкими.

Но болезнь – это не только физическое явление. Все, что беспокоит вас в духовной жизни и практике, – это помеха, которая обязательно перерастет в болезнь. Современные люди отделили тело от разума и изгнали душу из повседневной жизни, забыв, что только сохранение этой троицы здоровыми (тела, разума и души) обеспечивает устойчивость человека, потому что они сплетены, как ткани наших мускулов.

Здоровье начинается с сильного тела, способствует эмоциональной устойчивости, приводит к ясному интеллекту, мудрости и, наконец, открытию души. В действительности, здоровье можно охарактеризовать по-разному: это всем хорошо известное физическое здоровье, а также моральное, ментальное, интеллектуальное и здоровье сознания, совести и тела блаженства. Все они зависят от уровня сознания, на котором вы находитесь (это мы рассмотрим в главе V).

Но йог никогда не забывает, что здоровье начинается с крепкого организма. Тело – дитя души, которое необходимо питать и тренировать. Здоровье не купишь, его не обретешь, проглотив таблетку, – оно зарабатывается пóтом. Его необходимо возделывать. Следует создать внутри себя ощущение красоты, свободы и бесконечности. Это и будет здоровьем. Только здоровые растения и деревья приносят множество плодов и цветов, подобно тому, как крепкий человек буквально источает счастье и радость, как солнце одаривает нас своими лучами.

Практика асан для здоровья, для поддержания формы или развития гибкости – извечные поводы заняться йогой; скажу только, что это достойное основание, но не конец пути. Когда человек проникает во внутреннее тело, его ум погружается в асану. Первые попытки выглядят поверхностными, в следующий же раз практикующий будет весь в поту и постигнет суть воздействия йоги на тело.

Не стоит недооценивать пользы асан. Даже самые простые из них позволяют испытать три уровня поиска – внешнего, который делает тело более сильным, внутреннего, позволяющего интеллекту стать более устойчивым, и, наконец, глубинного, укрепляющего ваш дух. И хотя новичку пока не заметны эти воздействия, мы часто слышим, как люди говорят, что даже после недолгой практики чувствуют легкость и подъем. Это благотворное воздействие не ограничивается только лишь анатомическим и внешним эффектом. Это по большей части физиологическое или внутреннее воздействие.

Пока вы не обретете здоровья, ваше сознание обречено пребывать во власти тела, и вы не сможете развить и успокоить свой ум. Крепкое тело – залог здорового ума.

Тело будет помехой до тех пор, пока мы не преодолеем его ограниченность и навязчивые состояния. Поэтому нам необходимо выйти за пределы знакомого, то есть расширить самосознание и способы самоконтроля, в чем асана станет нашим идеальным союзником.

Чистота и восприимчивость – ключевые качества, необходимые для раскрытия потенциала. В священных текстах йоги под чистотой подразумевается прежде всего моральная чистота, ибо только это позволяет раскрыться восприимчивости. Чувствительность вовсе не означает слабости или уязвимости. Это лишь чистота восприятия и четкие благоразумные действия.

С другой стороны, ригидность исходит из загрязненного токсинами тела, неважно, на физическом или на моральном уровне (в случае с последним мы называем это предрассудками и обусловленностью). Ригидность – это крайняя степень нечувствительности. Пот от усилия и проникновение в сущность практики приносят нам через процесс очищения и саморазвития необходимые чувствительность и чистоту.

Польза от этих качеств распространяется не только на Внутреннее Путешествие, но и на наши отношения с окружающим внешним миром. Любая засоренность крайне нежелательна, поскольку именно она заставляет нас ограждаться от всех в своей раковине, а поступая так, мы лишаем себя всего разнообразия возможностей, которыми богата жизнь. Мы отрезаем себя от потока свободно бьющей космической энергии. Получается, ни питание не поступает внутрь, ни токсины не выходят наружу. Мы живем, словно в капсуле, как писал поэт, отгораживаясь от всех – каждый в своем убежище.

Как и остальные млекопитающие, мы поддерживаем постоянство внутренней среды организма, например температуры; приспосабливаемся к окружающим нас условиям или боремся с ними. Этот хрупкий баланс нам помогают поддерживать наша врожденная сила и гибкость, но современного человека больше волнует покорение природы, чем контроль над собой. Он уже не может пройти каких-то 300 метров без машины, он создал отопление, кондиционеры, города, освещенные всю ночь, он импортирует еду во все страны независимо от сезона – все это примеры того, как человек пытается обойти выплату долга перед природой. Вместо того чтобы подстраиваться под нее как благодарное детище, он пытается переделать ее под себя, в результате чего получает целый букет нервных расстройств. Да и большинство моих индийских студентов, сидящих сейчас на стульях, с трудом принимают позу лотоса.

Предположим, вы потеряли работу: налицо внешний вызов со всеми вытекающими отсюда заботами – как платить по закладной, кормить и одевать семью. Кроме того, это еще и эмоциональное потрясение. Но если вы внутренне сбалансированы, то есть постигли связь между собой и внешним миром, вы приспособитесь и выживете, подыскав другую работу. Чистота и чувствительность предполагают, что каждый день нашей жизни мы должны платить по счетам. Когда гармония и интеграция проникают от практики в глубинные слои нашего существа, они постепенно преображают и окружающий нас мир.

Великое благо йоги даже для новичков в счастье, которое она приносит, в этом ни от чего не зависящем чувстве удовлетворения. Счастье хорошо не только само по себе, но и как основа для прогресса. Неспокойный ум не способен к медитации. Счастливый и умиротворенный ум позволяет нам предпринять Путешествие и наслаждаться плодами своего мастерства. Разве американская Декларация независимости не говорит о жизни и не провозглашает свободу и достижение счастья? Если бы то же самое написал йог, это выглядело бы как жизнь, счастье и достижение свободы. Порой счастье приводит к застою, но если свобода исходит из самодисциплины, достижение истинного освобождения вполне возможно.

Как я уже говорил, телом не стоит ни пренебрегать, ни баловать его, поскольку это всего лишь инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению свободы. Иногда становилось модным презирать тело как нечто бездуховное, но никому еще не удавалось отрицать его и то, что физическое удовольствие и боль неотделимы от самой жизни. Если же мы пренебрегаем или, наоборот, слишком потакаем телу, приходит болезнь и привязанность к нему растет еще больше. Тело уже не способствует вашему продвижению внутрь себя, а висит тяжелым камнем, хотя впереди еще ждет великий, царственный путь к душе. Сказать, что вы – только тело, неверно; это все равно что сказать, что вы – не есть ваше тело. Истинно только то, что, хотя тело рождается, живет и умирает, вам не откроются врата в божественность иначе, чем через него.

Представление йоги о теле отлично от представлений западного спорта, где оно, словно скаковая лошадь, работает на износ, соревнуясь в силе и скорости с другими. В наши дни в Индии даже появилась так называемая «олимпийская» йога, в которой участники соревнуются друг с другом. Я этого не осуждаю. За свою жизнь я объездил многие страны, пытаясь популяризовать учение о йоге. И хотя это выглядело как демонстрация искусства асан, суть его была и остается не во внешнем проявлении мастерства, но во внутреннем восхождении. Йога настолько прекрасна, насколько она божественна. В конечном итоге йог находится в поиске внутреннего света, внутренней же красоты, бесконечности и освобождения. Однажды один журналист назвал меня Железным Айенгаром, и я не преминул исправить, что я тверд скорее как алмаз, чем как железо. Твердость алмаза – только малая толика его достоинств, ведь истинная его ценность в способности пропускать через себя сияние света.

Как же подойти к практике, чтобы асана вела к здоровью и чистоте? Каков путь от простой гибкости до божественности? Мудрец Патанджали в своих «Йога-сутрах»  изложил основные принципы жизни практикующего. Занимательно, что только в четырех стихах он коснулся практики асаны. Последующие же упоминания о ней стóят более внимательного и глубокого прочтения. Патанджали утверждал, что асаны делают тело совершенным, прекрасным по форме, грации, силе, а также твердым и сияющим, как алмаз. Основное определение асаны звучит как «стхира сукхам асанам », где «стхира » означает «твердый», «устойчивый», «неподвижный», «продолжительный», «спокойный», «безмятежный» и «сдержанный». Сукха  переводится как «удобный», «приятный», «блаженный», «мягкий». Асанам  на санскрите – множественное число слова «асана». Таким образом, асана должна быть устойчивой, безмятежной на всех уровнях – тела, ума и души. Или, как я уже переводил ранее, «асана – это совершенная твердость тела, непоколебимость интеллекта и добросердечие».

В итоге, когда все слои тела и все составляющие человека скоординированы в асане, колебаниям ума приходит конец, страдания прекращаются. Интеграция предполагает, что вы гармонизируете физическое тело со всеми остальными: эмоциональным, ментальным и телом блаженства. Но как этого добиться? Как выявить глубинную трансформацию в том, что со стороны кажется банальной растяжкой и безумными акробатическими номерами? Все начинается с осознанности.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Боль: найти удобство даже в дискомфорте