Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Глава II Устойчивость: физическое тело (асана)

Айенгар

Глава II

Устойчивость: физическое тело (асана)

С этого, собственно, и начинается Путешествие йога к центру своей сущности. У многих это учение ассоциируется с отказом от мирской жизни с ее обязательствами и убеждениями, а также с крайней степенью аскетизма, доходящей порой до умерщвления плоти. Но разве не большим вызовом и не большим достижением станет просто продолжать жить в миру с его неустойчивостью и искушениями, блюсти самоконтроль в обычной семейной жизни? Быть духовным не значит отречься от тела. Напротив, активное тело станет прекрасным помощником в Путешествии к духовности. Йога – древняя и традиционная, как цивилизация, наука, но она сохранилась вплоть до современности как способ достижения необходимой жизнестойкости. Она требует от нас не только развития сильного тела, но и осознанного и сконцентрированного ума. Йог знает, что тело является как храмом для души, так и кораблем для странствия к внутренней сущности. Достижения в области духовного начинаются с заботы прежде всего о физическом теле. Если мужчина или женщина хотят познать божественное при слабом для такой ноши теле, от их амбиций не будет никакого прока. Для людей, страдающих от физических недугов, найдется еще больше причин, чтобы как можно раньше начать заниматься и лучше подготовиться к Путешествию.

Йога предлагает техники по достижению осознанности, для развития, для постижения себя, для внутренней трансформации, помогающие нам начать разбираться в жизни и повысить чувствительность и восприимчивость к ее сути, о которой пока мы имеем только смутное представление. Мы начинаем с физического плана, с тела, самого доступного нам инструмента. Асаны и пранаяма помогают нам постичь тело, а через него – ум и душу. Для йога тело – действующая всю жизнь лаборатория, поле для постоянных экспериментов и исследований.

Физическое тело олицетворяет один из элементов природы, а именно землю. Как говорится, из праха пришли, в прах и обратимся. Все культуры признают эту очевидную истину, правда, сейчас она воспринимается скорее как метафора, хотя за ней стоит нечто большее. Изучая собственное тело, мы на самом деле исследуем этот элемент природы, вырабатывая в себе такие присущие земле качества, как силу, стойкость и твердость.

Я уделил довольно много внимания описаниям асан в моих предыдущих книгах, так что в этой главе мы остановимся не на том, как выполнять их технически, а на том, к каким качествам стоит стремиться в каждой из них и вообще в жизни. По мере совершенствования асаны, мы дойдем до понимания истинной природы своего существа и божественности, которая нас воодушевляет. И когда мы освободимся от гнета физических недостатков, эмоциональной нестабильности и уловок ума, перед нами откроются врата души (атмы). Для подобного осознания физического мастерства недостаточно: необходимо выполнять асану не просто как физическое упражнение, но как способ осознать и привести тело в гармонию с дыханием, интеллектом, разумом, сознанием и глубинной сущностью. Только так можно ощутить целостность и достичь наивысшего освобождения.

Комментарии

Поделиться:



Популярное