ДЕРЕВО ЙОГИ. ЙОГА ВРИКША - Корни
В практике асаны можно обнаружить все восемь уровней йоги. Первым уровнем йоги является яма, которая сравнивается с корнем всего дерева, так как является тем основанием, на котором возникают остальные части. Посмотрим, как в процессе выполнения асан выражаются принципы ямы. Как мы уже говорили, яма заключается в следующих принципах: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (нестяжательство); брахмачарья (контроль над чувственными наслаждениями) и апаригра-ха (отсутствие жадности). Представим, что при выполнении одной из асан вы больше вытягиваетесь с правой стороны и меньше с левой. В вашем теле возникает безнравственное состояние. С правой стороны, где вы вытягиваетесь сильнее, возникает насилие, а с левой, где вытяжение меньше - насилия нет. В правой части тела вы агрессивны, потому что говорите самому себе: "Старайся изо всех сил! Вытягивайся как только можешь!" Это умышленное насилие, потому что вы перенапрягаетесь. С левой стороны вы не вытягиваетесь так сильно, поэтому, может быть, вы считаете, что не применяете насилия. Но человек, осознанно практикующий йогу, замечает, что если он сознательно применяет насилие к одной части, он одновременно неосознанно применяет его и в другой части. Поскольку правая часть более развита и способна на большее вытяжение, вы активно используете клетки тела с этой стороны; при этом в левой части вы не используете максимума возможностей клеток тела. Хотя это может показаться ненасилием, это также насилие, так как эти клетки погибнут, если не будут выполнять свои функции так, как должно. Таким образом, одна сторона демонстрирует умышленное насилие, а вторая - неумышленное.
Если вы больше вытягиваетесь с правой стороны, а левая при этом вытягивается в меньшей мере, вы должны распознать эту разницу между правой и левой частями и использовать левую часть осознанно, чтобы привести ее в равновесие с правой. Это называется равновесием насилия и ненасилия, и в этот момент и насилие, и ненасилие исчезают. Необходимо только лишь единение левой и правой сторон тела, и это равновесие является подлинным ненасилием.
Когда правая и левая части едины, это есть правдивость. В этом заключается второй принцип ямы. Вам не нужно стремиться к истине - вы уже достигли ее, так как вы избегаете неверного выполнения позы в более слабой части. Когда, выполняя асану, вы достигли полного вытяжения, возникает огромное взаимопонимание и связь между пятью оболочками тела, от физической до духовной и от духовной до физической. Таким образом, вы можете контролировать физические ощущения, ментальные колебания и интеллектуальные размышления, а это есть брахмачарья. Брахмачарья означает, что душа движется вместе с вашими действиями. Когда достигнуто единение души с движением тела, мы говорим о брахмачарье.
Поскольку все ваше внимание направлено на равновесие правой и левой сторон тела, у вас нет привязанностей или жадности; поскольку, когда душа и рассудок движутся вместе в теле, нет ничего, чем можно обладать, нет ничего, к чему можно стремиться. Это свобода от алчности, потому что исчезает мотивация; когда исчезает мотивация, исчезает тяга к обладанию, а вместе с ней и жажда наживы.
Таким образом принципы ямы представлены при выполнении любой асаны. Вот проявление этического закона при выполнении асаны.
Комментарии
Отправить комментарий