Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Божественная йога: делайте асаны с душой

Айенгар

Божественная йога: делайте асаны с душой

В практике асан и пранаямы складывается впечатление, что мы работаем на внешнем уровне, чтобы приблизиться к внутренней реальности. Это правда. Мы работаем от периферии к центру. Нам доступна практическая реальность, которую обеспечивает нам материальное тело. Она здесь и сейчас, и мы можем делать с ней все, что нам заблагорассудится. Тем не менее не стоит забывать, что глубинный слой нашего существа также всячески пытается нам помочь: он хочет выбраться на поверхность и выразить себя.

На примере позы треугольника (триконасаны ) заметно, что из-за взаимоотношения этой позы с нашей анатомией мы попадаем в одни и те же ловушки. Наше тело постоянно пытается податься вперед к полу. Мы прилагаем все усилия, чтобы научиться выравнивать его так, чтобы оно все же раскрывалось. Мы растягиваем и выпрямляем руки, открываем таз и удлиняем грудь. Но что самое главное, в этом процессе мы стремимся раскрыть ум и интеллект. Это открытие – как портал, как дверь, и нет такой двери, в которую можно только войти и нельзя выйти. Мы действительно пытаемся проникнуть внутрь, но что мы встречаем на своем пути? Это свет самого глубинного слоя нашего бытия (ананда ), который рвется наружу. Словно фонарь, с которого сняли покров, и свет забил в полную силу.

В этой связи мы должны также принять во внимание, насколько нам может помочь сердце природы (пракрити ). Вся жизненная мощь природы – это инициирующая, движущая сила (прерана ), побуждение к сотворению. Она слышит наш зов и отвечает на него в соответствии с ценностью и решимостью нашего намерения. Она воздает нашей силе воли по заслугам, так что жаждущий от всего сердца получит больше, чем тот, кто умерен в своих чаяниях. Поговорка «Бог поможет тому, кто помогает себе сам» верна относительно природы.

Если вы выполняете асану правильно, ваша Самость открывается – это и есть божественная йога. Теперь уже ваша сущность делает асану, а вовсе не тело и ум. Сущность заключает в себе каждую пору вашей кожи, подобно тому, как реки ума и тела впадают в море души. Не останавливайтесь, если видите пассивность, задумчивость и застой ума и тела, – идите дальше. Отсюда начинается духовный опыт йоги. Несомненно, кто-то ограничивается чтением священных книг, но я учу духовной практике в действии. Как я уже говорил в начале этой главы, я использую тело, чтобы дисциплинировать ум и таким образом достичь души. Если делать асаны с верным намерением, они способствуют преобразованию личности, поскольку уводят человека от осознанности тела к осознанности души. В самом деле, как я часто говорю, тело – это лук, асана – стрела, а душа – наша цель.

Асана должна быть добродетельной и настоящей, то есть неподдельной – вы не должны притворяться или обманывать. Вы должны заполнить каждый дюйм своего тела от груди и рук до кончиков пальцев на руках и ногах, так, чтобы асана буквально лучилась из центра вашего существа и заполняла объем ваших конечностей. Вы должны чувствовать интеллект, осознанность и разум в каждом дюйме своего тела.

Под добродетельностью я подразумеваю, что она должна делаться с правильным намерением: не для эго или для того, чтобы впечатлить кого-то, а для достижения Самости и близости к Богу. Только так асана служит священным подношением. Мы отказываемся от своего эго, что выражает высшую степень преданности Богу (Ишвара пранидхана).

Делать ее должен не ваш ум и не ваше тело. Вы должны быть внутри, вы должны делать ее своей душой. Каким образом? В этом нам поможет ближайший к душе орган – сердце. Так, благодетельная асана должна делаться от сердца, а не ума. Тогда вы не просто делаете ее, вы внутри. Многие люди думают, как бы им подступиться к асане, с чего начать. На самом деле, лучше бы они подумали, как проложить свой путь к любви и приверженности.

Итак, стоит начать работать от сердца, а не от мозга, и создать гармонию. Спокойствие тела – верный знак безмятежности ума. Освобождение невозможно до тех пор, пока вы не почувствуете спокойствие в каждом суставе своего тела – без этого вы так и останетесь в рабстве. Так что, пока вы потеете и корчитесь от боли, позвольте вашему сердцу быть легким и пусть оно наполнит тело радостью. Вы не просто станете свободным, вы им останетесь. Почему бы не порадоваться? Боль пройдет, а свобода – никогда.

В следующей главе мы перейдем от тела к дыханию, от плоти к жизненной энергии. Мы больше узнаем о роли нашей энергии и дыхания на следующем этапе внутреннего путешествия. Энергетическое тело, или пранамайя коша , это слой, в котором рождаются наше дыхание и эмоции. Мы должны подчинить себе их так же, как подчинили тело. Прежде чем надеяться утихомирить ум и хотя бы мельком взглянуть на душу, следует освоить дыхательные практики и способы искоренения шести нервных недугов: похоти, гнева, вожделения, гордыни, жадности и ненависти, которые также часто становятся помехами на нашем пути.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения