Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Глава III Витальность: энергетическое тело (прана)


Айенгар

Глава III

Витальность: энергетическое тело (прана)

Всем бы хотелось увеличить количество своей жизненной энергии. Если бы ее можно было продавать в магазине на развес, это был бы самый удачный бизнес за всю историю человечества. Даже простые разговоры об энергии воодушевляют и приободряют людей. Они бы все отдали, чтобы иметь гораздо больше энергии. На самом деле, конечно, это не та вещь, которую в принципе можно купить за деньги.

Бог один, хотя имен у него великое множество. То же самое относится и к энергии. Ее можно подразделить на ядерную, электрическую, мышечную и ментальную. Все они называются витальной, или жизненной, энергией, которая на санскрите обозначается пранической  энергией или просто праной . Эквиваленты этому можно найти в китайском (Чи) и японском (Ки). Считается, что в христианстве самое ближайшее понятие – Святой Дух, священная сила, которая одновременно является и имманентной, и трансцендентной. Прану  часто именуют ветром, витальным воздухом. Библейское повествование о сотворении мира начинается словами: «…и Дух Божий носился над водою». Прана  – энергия, пронизывающая вселенную на всех уровнях. Это и физическая, и ментальная, и сексуальная, и духовная, и космическая энергия. Все вибрирующие энергии есть прана , в том числе и физические: тепло, свет, притяжение, магнетизм и электричество. Это скрытая потенциальная энергия, которая дремлет в человеке и ждет своего часа, раскрываясь полностью, если его жизни угрожает опасность. Это движущая сила любой активности. Она же создает, защищает и разрушает. Индуисты часто говорят, что Бог – Создатель, Организатор и Разрушитель в одном лице. Вдох – образующая сила, задержка дыхания – организующая, выдох (если энергия злонамеренна) – разрушительная. Все это функции праны. Мощь, сила, витальность, жизнь и дух – все это формы, которые она принимает.

Обычно прану  переводят как дыхание, однако это только одно из ее проявлений. Согласно Упанишадам, это принцип жизни и осознанности. Она отождествляется с душой (атма ). Это дыхание всех живых существ во вселенной. Они живут им и только благодаря ему, и после смерти их индивидуальное дыхание растворяется в универсальном, космическом дыхании. И хотя это самое основное, реальное и повсеместное явление, оно остается и самым загадочным. Суть йоги – проникнуть в сердце этой тайны, и основной ее помощник в этом – пранаяма.

Все начинается с праны, облеченной в форму дыхания. Суффикс «аяма»  означает «растягивание», «протяженность», «удлинение», «ширину», «развитие», «упорядочивание», «обуздание» и «контроль». Дословно получается, что пранаяма  – это продление и задержка дыхания. Поскольку прана  – это энергия и жизненная сила, пранаяма  – развитие и увеличение нашей жизненной энергии. Нужно сразу уяснить, что нельзя просто увеличить объем чего-то настолько взрывоопасного и неуловимого, как чистая энергия, без предварительной подготовки, не научившись сдерживать и направлять ее. Если бы вы вдруг решили утроить силу электрического тока в вашем доме, вы же не стали бы думать, что теперь чайник закипит в три раза быстрее, а лампы будут светить в три раза ярче. Вы знаете, что добьетесь только одного: у вас перегорят все пробки. А почему с телом должно быть иначе? Поэтому Патанджали утверждал, что пранаяма стоит на ступень выше, чем асана. Искусство асан порождает силу и стабильность в схеме тела, необходимых, чтобы выдержать и увеличить поток энергии, который принесет пранаяма.

Все эти годы многие люди рассказывали мне о неприятностях, которые обрушились на них только потому, что они не выполняли элементарную технику безопасности. Они не имели понятия о необходимости выработать базу и посещали курсы в надежде нахвататься по верхам легкой духовности. Но слабость их тела и ума подвела их и превратилась в настоящую проблему. Сам Патанджали предупреждал, что, если база не будет крепкой, это выльется в сожаление, отчаяние, неровное дыхание и неустойчивое тело. Ментальная депрессия и сопутствующие потрясения – вещь серьезная. Это прекрасный пример крайностей, и в третьей сутре об асанах Патанджали особенно подчеркивал, что их регулярная практика призвана предупредить вас от такой опасности. Он называл крайности двойственностью. В данном контексте это означает, что нам необходимо развить значительную силу тела и ума для самоконтроля. Объедаться сегодня и голодать завтра – неразумно. Если недоброе слово на работе способно повергнуть вас в уныние, разозлить и обидеть – вы не готовы для пранаямы. Если вы все еще мечетесь между поведенческими, ментальными и эмоциональными крайностями, значит, до пранаямы еще далеко. Вы будете готовы, когда тело и нервы станут достаточно сильными, а эмоции и ум – устойчивыми.

Для внутреннего путешествия вам потребуется огромное количество энергии, причем очень тонкой и высокого качества. Непрестанное исследование, практика и просвещение требуют особой энергии, такой, как прана. Прана – особый вид энергии, потому что она несет осознанность. Если вы хотите наделить осознанностью самую дальнюю клетку вашего пальца на ноге, прана сделает это за вас. Если поток праны у вас достаточно силен, вы можете наполнить все свое тело осознанностью. Для этого вам необходимо генерировать много праны, а потому культивировать контроль и обуздание вашего обычного дыхания. В предыдущей главе те же самые слова мы применяли к практике на физическом и самом плотном слое нашего существа, аннамайе коше , теперь применяем их же к пранамайе коше , или второму, физиологическому или органическому телу. Укрепив наши оболочки через асаны, мы добавляем еще одну тетиву к нашему луку благодаря культуре дыхания. Так мы генерируем больше энергии, с помощью которой сможем исследовать себя и проникать все глубже внутрь.

О каком бы слое мы ни говорили – о самом глубинном или о внешнем, – мы всегда несем туда свет осознанности. Прана всегда принимает участие в распространении этого света, только теперь мы осознанно генерируем и направляем этот процесс. В философии йоги и энергия (прана ), и сознание (читта)  развиваются из космического интеллекта (махата). Махат  – это универсальный природный интеллект. Он есть в каждой скале, в каждом крохотном листике, в каждой клеточке тела любого живого существа. Он всепроникающий и вечный. Гений природы – в ее самовыражении. Поэтому Природа бесконечно многообразна и изобретательна. Прана – наш ключ к бесконечному интеллекту. Как печально иметь такой ключ и не знать, как им пользоваться. Человек подобен богачу, который забыл код своего сейфа в банке и теперь еле сводит концы с концами. Мы живем, ограниченные собственным индивидуальным сознанием, часто чувствуя себя одинокими и ничтожными, и при этом имеем вполне доступный канал, связывающий нас с космическим сознанием и интеллектом. Прана течет через этот канал, соединяя каждого из нас с высшей первопричиной Природы. Пранаяма служит для восстановления этого канала, чтобы интеллект макрокосма смог осветить наш микрокосм.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения