Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Универсальная и личная этика

Айенгар

Универсальная и личная этика 

Как мы уже поняли, для йога природа и дух неотделимы. Эволюция – или инволюция – которой мы достигли, открыв свою душу, теперь проявится в нашем теле и нашей жизни. На самом деле, духовно вырасти невозможно без увеличения моральной и этической осознанности. Постепенно мы должны переделать себя таким образом, чтобы действовать в этой жизни, не запутываясь в своих поступках.

Это возвращает нас к трем типам действия, которые совершаются обычными людьми: белым, серым и черным. Они, соответственно, приносят плохие, хорошие и смешанные последствия. Но, как мы уже видели, последствия не всегда поддаются контролю, и порой благими намерениями вымощена дорога в ад. Большинство действий имеют смешанные последствия, потому что частично исходят из наших эгоистичных мотивов и мгновенно окрашиваются нашей нечистотой или неблаговидным намерением. Йог, гунатита , который превзошел три природных гуны, теперь может действовать нейтрально. Он не ждет какого-то результата от своих действий, которые будут оцениваться кем-то как добродетельные. Он остается за пределами этой дуальности: плохо и хорошо, честь и бесчестье. Он становится дхарми  – добродетельным человеком, свободным от пут мира. Но, как я уже говорил ранее, йог не может почивать на лаврах, покинуть практику и вернуться к ленивым, испорченным привычкам эдакого духовного Махараджи.

Яма  – это кодекс этического поведения, который помогает нам выработать верное отношение к себе и поведение в окружающем мире. Это основа йоги, и ее принципы важны для эволюции на каждом уровне. Они, как несущие колонны, поддерживающие все здание и купол йоги, который оказывается даже не крышей, а небесным сводом.

Итак, мы научились очищать храм своей души и обнаружили божественность, которая кроется в нас самих; как же теперь жить по-другому? Д.Т. Сузуки, великий японский философ, сказал, что обычный человек парит в трех метрах от земли, в то время как йог уверенно попирает ее ногами. Мне видится другой образ: одна нога у него на земле, другой он касается божественности, не отделенной от практической реальности. Он живет в Единстве и может справиться с трудностями кажущихся противоречий.

Йога в переводе на английский означает «соединять, обуздывать», то есть поднимать разум тела на уровень ума, а затем объединять этот дуэт с Душой. Тело – это планета Земля во всем многообразии. Душа – это дух, небеса. Йога – превосходный инструмент для объединения Множества в Одно.

Этика – это связующее звено, скрепляющее землю и небо. Никто не может служить одновременно двум мастерам. Только соблюдая этические принципы, человек может примириться с парадоксальностью требований души и земли.

Прежде чем углубиться в детали относительно ямы и ниямы, надо сказать следующее. Если мораль – явление гибкое и определяется культурными условиями в зависимости от времени и места, то этика исходит из необходимости человека уважать единство нашего уникального истока. В то же время можно жить в мире, в котором различия определяют реальность. Следовательно, когда социальные отношения и этика не соблюдаются, это сеет раздор между семьями, племенами, целыми народами и нациями. Нам кажется, что любовь не подчиняется этике. Без любви, конечно, не обойтись, но во всех человеческих отношениях всегда будет нужда в этике. Йоговское видение лежащего в основе единства, первородной одинаковости, поддерживает эту логику. Именно взаимодействие, а не конфликт воплощает Высшую Истину, которая служит Абсолюту.

Этика – это наши нравственные усилия: мы уподобляемся в ней спортсменам, повышающим свое мастерство и приближающимся к своим высшим стремлениям. Обманщики всегда в проигрыше – их раскрывают, потому что их ложь видна, более того, они обманывают самих себя и не выполняют свой долг как человека. Попытка жить в соответствии с этикой делает нас ближе к Богу. Не ищите коротких путей, особенно обмана, который губителен потому, что уводит нас от нашей души. Этика – это компромиссное решение, в котором мы стремимся к лучшему, хотя в реальности мы осознаем, что не все играют по этим правилам.

Йога превращает искреннего практикующего в цельную личность. Этичная жизнь помогает гармоничному развитию ума и тела, развитию чувства единения между человеком и природой, человеком и его творцом, иначе говоря, своей тождественности с духом, который пронизывает все живое. Очевидно, что действия отражают личность человека лучше, чем его слова. Йог отражает свою внутреннюю божественность, научившись посвящать все свои действия Богу. Интеграция основывается на цельности, без этого разделение неизбежно. Я уже говорил о том, что наше сознание обращено к душе, поэтому отражает истину. Приблизиться к душе означает жить полной жизнью под руководством сознания.

Этика выработана для того, чтобы сделать жизнь более терпимой. Это не диктат авторитарного Бога, а принципы, основанные на Абсолюте, который способен примирить множество и единство. На самом деле, лучше не верить в Бога, но поступать по совести, чем верить, но вести себя при этом так, как будто его нет.

Этика – это философия в действии. Без этической базы невозможно духовное самосовершенствование. В йоге это не обязательно подразумевает принятие Бога. Обычно под вопросом «Верите ли вы в Бога?» мы подразумеваем что-то материальное. Мы опускаем Бога на уровень материи, как что-то, во что можно верить. Как и Вселенная, которая неизвестна нам до конца, так и Господь также принципиально непознаваем. Бога невозможно познать, его можно только почувствовать. Патанджали описывает Бога как существо, свободное от несчастий, от действий и противодействий. Он – высший пуруша (Пуруша Вишеша ), особое качество, которое нужно узнать людям. Он чист и остается таким всегда.

Чтобы верить в Бога, сначала надо поверить в себя. Наше сознание, читта,  имеет свои ограничения. Мы должны открыть горизонты разума, чтобы увидеть Бога. Патанджали знал о слабостях нашего сознания, которое поймано в ловушке колебаний ума (вритти ) и присущих ему корней страданий (клеш).  Поэтому сознание не может постичь Господа. Но если его очистить, можно почувствовать существование Космической Силы. Чем больше вы чувствуете существование и тягу к божественному, тем легче вам будет войти в резонанс с этическим импульсом Абсолюта.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения