Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Четыре Жизненных Этапа (ашрама)

Айенгар

Четыре Жизненных Этапа (ашрама) 

Четыре Жизненные Цели тесно взаимосвязаны с Четырьмя Жизненными Этапами (ашрама ). Это естественные и простые тенденции, которые предстоит испытать всем, кому выпадет счастливая карта прожить достаточно долгую жизнь. Для кого-то это пристанища, которые позволят нам исполнить все жизненные цели и позволят реке течь между оберегающих ее берегов.

Первый этап относит нас к нашему детству и юности. В этот период мы ходим в школу, перенимаем чужой опыт восприятия мира, который не всегда верен. Это время усвоения традиционного знания от родителей, учителей и остальных взрослых. Это время покориться дисциплине (пойти в школу и учить математику), то есть делать то, что нам не нравится и в чем мы не видим смысла. Это период брахмачарьяшрама. Брахмачарья  означает самоконтроль, дисциплину, сдержанность, и в этот период мудро быть спокойным, добрым и уважать старших и воспитателей, даже если вы не улавливаете ценности в том, что они пытаются вам передать. По крайней мере часть из этого станет для нас значимой чуть позже. Это спокойное наблюдение за энергиями молодости, а не их подавление и брутальное обуздание.

Вопрос также в энергии, которой у детей в избытке. Это поток, который может выйти из берегов и растратить себя в саморазрушении. Хороший воспитатель пытается возвести берег дхармы как можно выше – берег разумного и отзывчивого долга, чтобы поток вашего юношеского изобилия не затерялся в песках пустыни.

Поэтому родители пытаются затормозить преждевременное половое созревание детей и не позволяют задерживаться допоздна со сверстниками, которые могут на них плохо повлиять, по той же причине взрослые пытаются удержать наши преждевременные желания попробовать все излишества этого мира. Это преждевременная растрата энергии. У детей блестящий ум, они могут обучиться математике, компьютеру, санскриту и латыни так, как не может ни один взрослый. Если кто-то тратит всю молодость на подружек или парней, не испытав глубину любви, бросается в омут увлечений, его таланты от природы также рассеются. Но сдерживаться еще не значит подавлять. Это просто верное направление энергии для более зрелого и великолепного потока, который придет в свое время.

Второй этап обозначается словом грихастхашрама , это время зарабатывать на жизнь и пробовать жизненные удовольствия. «Грих» – означает «дом», так что теперь вы становитесь домовладельцем, с крышей над головой, с некоторой степенью свободы и супругом, который будет делить с вами ложе. Страх от одной мысли о необходимости плестись в школу с рюкзаком, полным недоделанной домашней работы, уступает место радостям семейной жизни. Это означает вставать по ночам, когда ваши дети плачут, и с затуманенным взором ехать на работу, удовлетворяя прихоти босса, который вас недооценивает. Это значит волноваться об уплате закладной за дом, переживать за детей, подхвативших грипп, иногда поругиваться со своей второй половиной. Это значит видеть, как машина, о которой вы так мечтали в молодости, застрянет на шоссе. Я рисую такую мрачную картинку вовсе не для того, чтобы ввергнуть вас в депрессию. Я просто говорю, что жизнь будет состоять из черных и белых полос. Вы просто используете те качества, которые приобрели на первом этапе жизни. Я счастлив, от того что женился, сознательно отвергнув жизнь монаха (свами) . У нас были и тяжелые, тревожные времена, и счастливые, когда я с успехом возвращался из своих поездок к жене и детям. То есть домовладельцам приходится порой нелегко, несмотря на возможное богатство и чувственные удовольствия.

Пережить все это было бы невозможно без дхармы , заветы которой мы впитали на первом этапе. Во-первых, благодаря ей у нас не будет мерила, чтобы сравнивать свои и чужие несчастья или радости. Такая общая традиционная мудрость не позволяет нам сдаваться. Мы учимся сопереживать. Как говорил один философ в трактате о метафизической базе морали: «Этичное поведение в отношении других людей требует, чтобы мы уважали их за то, что они из себя представляют, вместо того чтобы использовать их для увеличения собственной славы». Без этого сохраняющего нас берега религиозного долга (в смысле того, что все религии ищут способы познания себя), жизнь домовладельца быстро превратилась бы в ад, полный жадности и разногласий.

Вспомните другой сдерживающий берег жизни, полный материальных богатств и чувственных удовольствий, – мокшу (свободу). Это каждодневное освобождение в форме отрешения, зубами вырванное у жизненных разочарований и спадов. Свобода для ребенка часто означает возможность есть мороженое до тошноты или смотреть телевизор до полуночи. Для подростка – бунтарская необходимость отвергать все предписания родителей и воспитателей. Всему свое время: я и сам был бунтарем, но есть саморазрушительное бунтарство, а есть нежелание подчиняться и вписываться в устои семейной и социальной жизни. Позднее мы понимаем, что международные отношения основаны на этом краеугольном камне толерантного взаимодействия.

Этот этап облагораживает нас за счет развития любви, всепрощения, сострадания, терпимости и терпения, чтобы подстроиться к различному эмоциональному и социальному окружению. Все зависит от вашей щедрости, гостеприимства, умения принимать и отдавать. Так что это высший этап.

Мокша объясняется молодым как отрешение от капризов и разочарований жизни. Детям это объясняют так: поход в зоопарк или парк аттракционов отменяется из-за дождя. Или: папа и мама не могут позволить себе купить дорогие игрушки. Далее – утешение юноши, который проваливается на экзаменах в университете своей мечты. Иногда отрешение – это желание уступить своим детям, признавшись, что даже взрослые порой бывают неправы, и смирение попросить прощения. Это берег мокши, тренировка в отречении от ежедневных страданий тысячами способов. Временами для этого их достаточно просто признать. И наоборот, мы ликуем по тысяче поводов, но все же делимся радостью, не принимая все только на счет своего эго, а вместо этого смиренно посвящаем свое богатство более великому и высшему источнику. Мы – инструмент творения, а не его архитектор. Иногда мокша – грустный берег реки, который управляет потоком нашей жизни, а иногда она становится сладкой и благоухающей цветами.

Выполнение долга становится инстинктивным. Отречение – это всегда борьба. Поэтому третья стадия жизни – это постепенное отрешение. Она называется ванапрастхашрама , что означает формирование не-привязанности, которое сочетается с жизнью в лоне семьи. Для предпринимателя это может означать передать бразды правления делами в руки детей, чтобы теперь и они могли полноправно вступить во вторую стадию жизни домовладельцев. Это значит перестать контролировать всех, кроме себя. Если эго раньше довлело над всем, значит, нужно отделить себя от того, что вы создали: бизнес-империю, отдел гражданского обслуживания или натренированный вами лучший и самый смелый отряд в армии. Ваши последователи, конечно, будут делать все иначе, чем вы и, скорее всего, вам это не понравится. Вы будете чувствовать себя обделенным, самооценка упадет. Но вы потихоньку смиритесь. В конце концов, время не стоит на месте, старость не заставит себя долго ждать, и в один прекрасный день смерть постучит в вашу дверь. Лучше вовремя подготовиться.

В отличие от жизненного этапа под названием «пенсия» на Западе, которая означает просто прекращение продуктивной деятельности, на Востоке этот период наполнен обучением и ростом. Отрешение позволяет быть в еще более свободных отношениях со своим эго, мы перестаем отчаянно цепляться за отождествление себя с кем-то, что изрядно мешало нам в нашем внутреннем путешествии. Теперь мы можем пойти очень глубоко вовнутрь и отпустить то, что связывало нас бесконечными путами. Я всегда проводил уроки медицины в своем Институте, но с годами мои ученики и дети заняли место преподавателя. Я остаюсь на галерке, только чтобы помочь им в трудных случаях. Остальные предметы не нуждаются в моем присутствии, но медицине пригодятся мои познания, приобретенные в течение многих лет, когда я изучал каждый дюйм тела, тканей и органов.

Тридцать лет назад, когда умерла моя жена Рамамани, Бог сделал меня саньясином. Это и есть четвертая, последняя ступень жизни, высшее отречение, свобода, чистота и готовность к смерти. По традиции даже супруги должны разделиться и пойти в лес разными путями. Этот путь в наши дни потерял свою актуальность. Лесов почти не осталось, и к тому же современная медицина убеждает нас в том, что мы можем вечно обманывать смерть, в каком бы плачевном состоянии мы ни находились. Но йог встречает смерть, как слуга, воин и святой. Он продолжает служить Богу своей преданностью и действиями, он бесстрашно делает шаг навстречу смерти, как солдат, которому было бы стыдно цепляться за жизнь. Он свят, потому что он уже является частью Единого Целого, в котором он узнал Высшую Реальность. Как он может бояться смерти, если он оживил каждую клеточку своего тела? Умереть боится тот, кто не жил, а к йогу это не относится.

Вот так жизненные цели, которые всем нужно выполнить, вливаются в эволюцию человеческого жизненного цикла. Есть такое индийское благословение: «Умер дед, умер отец, умрет и сын». Это значит, что все они умерли своей смертью, успев выполнить свое предназначение.

Все, что я сказал, относится к искусству жить полной жизнью, наслаждаться, превосходить природу и встречать божественное внутри. Все это имеет под собой этические основы, а этическое самосовершенствование истинно только тогда, когда оно воплощается в действии. Духовный рост проявляется только в действиях человека в мире. Первые лепестки йоги – это яма и нияма , Универсальный и Личный Этический кодекс, которого я коснулся в предшествующих главах. Сейчас нам придется к ним вернуться, потому что они направляют нас на пути достижения тотального освобождения.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения