Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Баланс: уравновешенность – это гармония

Айенгар

Баланс: уравновешенность – это гармония

Йога делает баланс между двумя половинками тела вполне достижимым. Все начинают с дисбаланса, перекладывая нагрузку только на одну из частей. Когда это происходит, активная сторона должна превратиться в своего рода гуру для неактивной стороны и сделать ее в равной степени действующей. Мы должны уделять больше внимания и заботы слабой стороне. Кого мы скорее поддержим? Бедолагу, который борется с натиском непрекращающихся неприятностей, или жизнерадостного и умного друга? По аналогии, мы должны проявить такое же сострадание и проработать больше неактивную сторону тела, наслаждаясь при этом достижениями активной.

Тщательность в действии приходит, когда одна часть тела принимает вызов другой и отвечает на него. Это разжигает огонь знания. Вам нужно удерживать баланс, используя интеллект тела (неважно, что это – интуиция, инстинкт или талант), а не силу. Баланс, основанный на силе, это физическое действие; в то время как если вы основываетесь на разуме тела, это расслабление в действии. Уравновешенность синонимична гармонии, и она – наш лучший учитель.

Ищите баланс осознанности во всех позах, просто наблюдая за разницей между двумя частями тела, а также за интенсивностью натяжения от уровня к уровню, от конечности к конечности, от сустава к суставу, от макушки до пят, от задней к передней части, от стороны к стороне. Создавайте одинаковое натяжение, равную устойчивость и равную интенсивность движения. Чтобы правильно выровнять каждую часть тела, вам нужно работать с ним в целом. Вам нужно потрудиться над каждой частью в отдельности. Для каждой асаны и пранаямы вы должны четко знать функции каждой из частей тела, какая часть должна быть активной или пассивной, какая подвижной или устойчивой. Во время асаны никакая из частей не должна бездействовать и оставаться без внимания. Не забывайте о левой ноге, когда, например, тянете правую. Наоборот, ответственность за вашу устойчивость лежит на левой ноге. Это дополняющее действие позволяет правой ноге свободно двигаться. Тянитесь там, где тело неподвижно. Если вы покрываетесь потом на одной стороне, то же самое должно происходить и на другой. Если этого не происходит, значит, вы не на сто процентов используете другую часть своего тела. Потоотделение должно быть равномерным, но не чрезмерным.

Успех любой асаны зависит от того, насколько силен контакт вашего тела с полом, ваша опора. Всегда следите за ней и уделяйте больше всего внимания той части тела, которая ближе находится к полу. Выравнивайте позу, начиная снизу, с опоры. Позы стоя как раз рассчитаны на то, чтобы выработать устойчивость и в жизни. Они укрепляют лодыжки и колени. Когда человек подавлен и обеспокоен, заметно, что он не может твердо стоять на ногах. Эти позы учат тому, как стоять прямо, чтобы мозг был уравновешен. Ноги подобны корням дерева. Если человек не может твердо стоять на ногах, он вырабатывает негативное отношение к жизни и его практика также станет нестабильной. Эти позы помогают сохранять внутренний баланс не только в трудных жизненных ситуациях, но даже в катастрофах. Когда устойчивость станет вашей второй натурой, ясность и зрелость войдут в вашу жизнь. Устойчивости необходим баланс.

Баланс подразумевает не только баланс тела. Баланс тела – это основа сбалансированной жизни. В какой бы позиции – или, по аналогии, – в какой жизненной ситуации вы бы ни находились, вы должны уметь находить баланс. Баланс – это состояние присутствия в настоящем моменте – здесь и сейчас. Если вы сбалансированы в настоящем моменте, вы живете в Вечности. Когда разум устойчив, для вас нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее. Не живите мыслями о будущем. Только настоящее реально. Ум уносит нас к мыслям о будущем с его планами, волнениями и сомнениями. Память отвлекает на прошлое, сожалея и пережевывая дела давно минувших дней. Только самость поддерживает нас в настоящем, ибо божественное присутствует только в текущем моменте. Прошлое, будущее и настоящее сливаются в единое целое в каждой асане, равно как мысль, слово и действие.

Вы должны найти ось каждой асаны, чтобы энергия правильно распределялась. Стоит только отойти от этой оси, как прошлое и будущее захлестнут вас с головой. Вертикальный подъем – это будущее, вертикальный спуск – прошлое, а горизонталь – настоящее. Только настоящее – залог превосходной асаны. Вот так динамичное растяжение и развитие позволяют вам найти баланс и жить более полной жизнью в настоящем через ваше тело. В асане мы находим баланс и объединение в четвертом измерении – времени.

Древние мудрецы говорили, что ключ к жизни в балансе, подчеркиваю, балансе на всех уровнях существа. Но что именно нам нужно уравновешивать? Ответ лежит в трех качествах природного мира, называемых гунами . Эти три качества должны быть уравнены не только в вашей асане, но и в теле, уме и душе. Приблизительно их можно перевести как устойчивость, динамизм и просветление.

Как мы уже поняли, поскольку суть природы в вечной изменчивости, она неустанно выражает себя мириадами способов. Спросим же себя, что вызывает эти перемены? Почему вещи не могут оставаться неизменными? Это происходит из-за гун, трех взаимодополняющих сил, которыми, согласно индийской философии, все сущее пропитано с момента зарождения жизни. Понимание природы этих гун, этих трех сил природы, будет весьма полезно для тех, кто хочет преуспеть в практике асан, а также на всех вехах внутреннего путешествия к Универсальной Душе.

Когда Природа проявляет себя, эти три силы смещаются. Они теряют баланс и создают нестабильность. Эта нестабильность очень сильна. Математики говорят, что цифры увеличивают свое значение от одного до двух, до трех и до множества. Именно в числе три лежит возможность бесконечного многообразия. Непроявленная Природа, исходная точка, бесконечность – это один. Двойственность – это два. Дуальность – это символ разделения, разобщенности, но сама по себе она этого не проявляет. Это волна, синусоидная кривая, как волна света или звука. Когда две волны сливаются, они дают рождение новому явлению. В этом творчество, присущее природе. Даже на самом тонком уровне, в вибрации инфраатомных частиц, Природа обнаруживает свой неотъемлемый механизм – без конца повторяя цикл творения, разрушения и воссоздания. Троица порождает множество.

Как я уже говорил, гуна состоит из трех взаимодополняющих сил: это тамас  (масса или инерция), раджас  (вибрация или динамизм) и саттва  (просветление или качество света).
Рассмотрим конкретный пример. В асане мы пытаемся пройти сквозь массу нашего плотного тела, буквально ворваться в молекулы и разделить их на атомы, чтобы позволить нашему видению проникнуть вовнутрь. Но наше тело сопротивляется, словно упрямый мул, который не желает и шелохнуться. Почему? Потому что в теле преобладает тамас.  Так и должно быть, ведь ему нужна масса, кости и плотность, сухожилиям и мышцам нужна твердость и прочность. Всем бы хотелось иметь крепкие, а не дряблые мускулы.

Но если плотность костей – преимущество, то косность мозга – настоящий порок. В нашей нервной системе и мозге должно преобладать качество раджаса  (динамизма, вибрации), плотность здесь только послужит помехой. Точно так же как мозгу свойственно быть быстрым, живым и переменчивым, тело стремится к тяжести, инертности и плотности. Излишества не приветствуются, так как тело с чрезмерно развитой мускулатурой похоже на огромную машину с маленьким двигателем, которая все равно может двигаться только медленно. Более того, преодолеть инертность гораздо труднее, чем набрать скорость. Ведь труднее толкнуть неподвижную машину, чтобы она набрала скорость в одну милю в час, чем разогнать уже движущуюся до скорости двух миль в час.

Касательно практики асан, это значит, что для начала нам необходимо немало потрудиться, поскольку сопротивление велико. Если выбирать, какой из аспектов практики асан важнее, им окажется проницательность ума, а не усилие тела. Именно проницательность – наша цель, но вначале, чтобы запустить процесс, придется изрядно попотеть, и это неизбежно. Но как только движение происходит по инерции, проницательность не заставит себя долго ждать. Тогда усилие уже не в тягость и асана выполняется на более высоком уровне. Это неизбежно длительный процесс, и если прервать практику, инерция потеряет свою силу. На самом деле, мы пропитываем твердую материю вибрирующей энергией. Поэтому хорошая практика приносит ощущение легкости и полноты сил. И хотя наше тело обладает тяжестью, мы должны идти по земле легкой поступью.

Стоит уяснить, что основная проблема в практике – верное соотношение и баланс гун в зависимости от того, какое физическое воплощение имеет феномен. Например, столу положено иметь качества тамаса . Если же мы хотим добавить ему больше черт раджаса , можно добавить колеса и превратить его в тележку. Тамас  наделяет предмет тяжестью и плотностью, и если их становится больше, чем надо, это называется инертностью. Инертной массой можно назвать ту, которую невозможно наделить качеством раджаса .

Негативный аспект раджаса  – это буйство, возбуждение и неистовость. Но нам нужен не возбужденный, а быстрый ум, а также спокойный и ясный, который привнес бы в нашу жизнь свойство саттвы.  Эти слова описывают скорее общий смысл, чем точную реальность. На самом деле, описать саттву  так трудно потому, что мы слишком редко касаемся ее в жизни. Плотность тамаса  и бесконечное мельтешение раджаса  перед глазами затмевают наш взор. В предметном мире чувственных стимулов правят исключительно раджас и тамас. Но если вы ищете в йоге искусство правильного расслабления при сохранении бдительности, вы заявляете этим о своем желании, чтобы саттва  заняла более достойное место в вашей жизни. Чтобы описать это качество, используется слово «яркость», то есть внутреннее, спокойное качество света. Именно это качество мы пытаемся в себе культивировать. Свет – ясность, алертность и спокойствие.

Взаимодействие этих трех сил занимает ключевое место в практике йоги. Вы должны научиться определять их, чтобы научиться регулировать и гармонизировать их пропорции, и по мере того, как вы будете проникать вовнутрь, нести качество саттвы  на поверхность. Вы подобны артисту с тремя базовыми красками в палитре, которые вы непрестанно смешиваете и объединяете, чтобы выразить правильную комбинацию цвета, формы и света на вашей канве. Благодаря подобному умению вы сможете избежать боли и вылечить болезни, неважно, имеют ли они воплощение на ментальном, эмоциональном или физическом уровне. И раз уж боль неотделима от практики асан, она должна идти на пользу.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Боль: найти удобство даже в дискомфорте