Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Дыхание и пранаяма

Айенгар

Дыхание и пранаяма

Я не брался за пранаяму до 1944 года, хотя к тому времени у меня на счету было несколько лет преподавания асан. И если вам будет легче от этого, признаюсь в одном: насколько сейчас скромны ваши успехи на этом поприще, они все равно вряд ли будут хуже моих в первые годы практики. Обычно в четыре утра я вставал и пил кофе с женой. Бывало, я сразу шел спать обратно, но даже если и нет, через три-четыре минуты я начинал задыхаться и прекращал занятие. Состояние моих легких все еще было плачевно после перенесенного в детстве туберкулеза, а кроме того, я грешил перенапряжением в прогибах назад. Благодаря им я приобрел гибкость, но не устойчивость. Тем не менее я упорно продолжал заниматься, но моя грудь была слишком напряжена, а мышцы ныли. И даже когда я прислонялся спиной к стене, дыхание было затрудненным и тяжелым. Постепенно я начал понимать, что точно так же, как прогибы назад укрепляют внутренние мышцы позвоночного столба, наклоны вперед укрепляют внешние. Так что я продолжал наклоны вперед, засекая время и развивая выносливость. Боль была такой, словно меня по спине били кувалдой, и продолжалась еще несколько часов после занятия. Боковые мышцы я укреплял с помощью скручиваний. Все это подрывало мою веру в себя, и хотя депрессии не было, но на душе у меня было неспокойно. Находясь в расстроенных чувствах, пранаяму делать невозможно. Иногда я был свежим, иногда унылым и напряженным и не знал, как расслабить мозг на вдохе и освоить искусство контроля над выдохом. Контроль означает способность поддерживать позу в пранаяме, не нарушая внутренней гибкости и при этом не нарушая и ее положения ее из-за движения воздуха. К счастью, у меня в запасе было много мужества и решимости перед лицом повторяющихся неудач.

Сначала мой гуру категорично сказал мне, что я не годен для пранаямы. В древние времена духовное знание было предметом эзотерическим и весьма ревностно оберегалось своими мастерами. Они обращались со своими учениками довольно резко, не считая, что они заслуживают большего. Никто не мог говорить с ними открыто и искренне, как мы позволяем себе это сегодня. Даже Рамана Махариши хранил свою философию для ограниченного круга приближенных учеников высокого уровня подготовки. Можно сказать, что тогда Индия была охвачена борьбой за политическую демократию, но уверяю вас, что такого понятия, как духовная демократия, не было и в помине. И хотя меня считают жестким авторитарным учителем, никто не знает, как я в свое время выступал против сурового и скрытного режима, в котором мне приходилось учиться. Я готов поделиться всем, чему научился, и моя строгость – не более чем страсть к точности исполнения, чтобы моим ученикам не пришлось страдать от ошибок и трудностей, от которых страдал я сам.

В конечном итоге мой гуру смилостивился до такой степени, что позволил мне делать глубокий вдох, задержку и глубокий выдох, не снизойдя при этом ни до каких технических инструкций. Так что в результате я был подвержен телесной нестабильности и затрудненному и нерегулярному дыханию, о которых предупреждал Патанджали. Как я уже говорил, судьба миловала меня, избавив от депрессии и отчаяния, но я был неуравновешен и беспокоен. Каждому нужен учитель для пранаямы, а у меня его не было, а потому между моими знаниями и умениями пролегла огромная пропасть. Я знал, что нужно дышать медленно и глубоко, но не мог этого сделать.

Только практика асан не позволяла мне сойти с верного пути. Я продолжал адаптировать и подстраивать свое тело к пранаяме и спустя многие годы наконец сумел ее освоить. С точки зрения моего учительства этот процесс проб и ошибок дал мне большое преимущество, однако я бы никому не порекомендовал такой метод. Мои первоначальные неудачи объяснялись моей собственной слабостью, а также отсутствием грамотного мастера. А вы имеете все шансы овладеть всеми секретами практики всего за два-три года при условии всего десятиминутных занятий в день с опытным учителем. Так же как и я, вы будете учиться через действие и наблюдение, чтобы понять нисходящие и исходящие энергии интеллекта, и сможете отвести интеллект и силу воли из области головы в область сердца. Наука растяжения и поддержки нервной системы в эластичном и живом состоянии поможет вам выдержать большую нагрузку, и стресс вас больше не побеспокоит.

Пранаяма – это не просто глубокое дыхание. Это техника генерирования космической витальной энергии путем смешения антагонистичных элементов огня и воды. Огонь – свойство ума, вода – свойство, соответствующее физиологическому телу. Вода гасит огонь и сама испаряется под его действием, так что совместить их не так-то просто. Движение воздуха в легких – связующее звено, которое обеспечивает динамичное течение, соединяющее огонь и воду и образующее мощный поток праны. Она распространяется по всей нервной и кровеносной системе, а по ним – по всему телу, омолаживая каждую клетку. Элемент земли, то есть тело, обеспечивает физическое место производства энергии, и наконец, самый тонкий элемент – эфир – обеспечивает необходимое для этого пространство для распределения энергии. Необходимость в симметричном и гармоничном пространстве объясняет важность позвоночника и поддерживающей его мускулатуры, поскольку позвоночник – центральный столб нервной системы. Поднимая и разделяя 33 сочленения позвоночного столба и расширяя ребра от него, подобно открывающимся челюстям тигра, мы удлиняем и углубляем дыхание.

Понять механизм производства энергии нам поможет аналогия с гидроэлектростанцией. Стоячая вода не производит никакой энергии, точно так же как полная остановка дыхания означает смерть. Если вы дышите в обычном режиме, вы производите столько энергии, сколько ее необходимо на текущий момент, но никакого излишка, который можно было бы вложить в какие-то другие действия, не будет. Только техника пранаямы позволяет регулировать, направлять и (в случае с задержкой дыхания) преграждать поток, дабы покорить его и воспользоваться принадлежащей ему силой, которую мы производим, чтобы активизировать всю систему. Пока не пришла смерть, жить нужно полной жизнью, производя достаточно энергии для реализации своего потенциала. Путешествие к нашему вечному центру довольно тяжело, и только праническая энергия сможет нам в нем помочь.

Наблюдение за потоком энергии также учит стабильности сознания, что помогает выработать концентрацию. Нет метода лучше. Сила концентрации позволит вам благоразумно вкладывать свою энергию. В системе йоги высшее предназначение этой силы вкупе с видением – в медитации. Научившись ценить дыхание, мы учимся ценить саму жизнь. Дар дыхания – дар самой жизни. Получая подарок, мы обычно испытываем благодарность. Через пранаяму мы учимся чувству благодарности к жизни и ее непознанному божественному источнику. Давайте более подробно рассмотрим все стадии дыхания, их значение и эффекты.

Дыхательные техники в йоге медитативны по своей природе и влиянию. Они обычно состоят из четырех частей. Это вдох (пурака ), задержка на вдохе (антара кумбхака ), выдох (речака ) и задержка на выдохе (бахья кумбхака ). Вдох должен быть долгим, ритмичным, глубоким, нежным и ровным. Энергетически заряженные элементы атмосферы просачиваются в каждую клетку легких и омолаживают человека. Задержка дыхания на вдохе позволяет энергии впитаться и распространиться по всей системе через кровоток. Медленное выпускание воздуха на выдохе освобождает от накопившихся токсинов. А задержка на выдохе (по мере возможности практикующего) освобождает от всех стрессов. Ум успокаивается и затихает. Правда, если немного перестараться с задержкой, приступ паники непременно заставит вас жадно вдохнуть еще немного воздуха. Всему виной наша инстинктивная привязанность к жизни. Вдох – растяжение и развитие нашей самости (пуруши) . С помощью вдоха наша самость объемлет все слои тела до самой кожи, как любовник обнимает предмет своей страсти. Задержка на вдохе – союз двух влюбленных. На выдохе самость забирает своего любимого домой, где любовник обнимает самость. Задержка на выдохе – любовник со своей любимой, которые полностью отдались на милость высших сил. Поэтому пранаяма – нечто большее, чем просто физиологическое дыхательное упражнение. Поскольку дыхание – это жизнь, искусство разумного, ровного дыхания – это молитва благодарности, которую мы возносим самой жизни.

Обращаясь ко внутреннему движению дыхания, мы уже не можем отвлекаться на внешнее. Вы не можете одновременно с этим думать, что неплохо было бы на обратном пути после работы заехать в супермаркет. Пранаяма – начальная ступень освобождения от внешних привязанностей ума и чувств. Поэтому она так умиротворяет. Это нечто среднее между состоянием экстраверта и интроверта. Начав практиковать асаны, вы излучаете здоровье, становитесь более уверенными в себе, уравновешенными и выдержанными. Энергичность в любом случае качество очень привлекательное. Пытайтесь любыми способами воспользоваться этими преимуществами в своей жизни. Но йога просит от нас некоторых внутренних вложений от того, что мы уже получили. Однако это уход в себя в хорошем смысле слова, а не побег от жизни из-за чувства несоответствия. Это желание познать свой внутренний мир. Дыхание, работающее на уровне физиологического тела, служит мостом между телом и умом.

Обычными глазами в ум заглянуть невозможно. В асане глаза работают наравне и в полном соответствии с телом, но в дыхательных упражнениях еще больше нужны уши, чтобы уловить вибрации ума и войти с ним в резонанс, ведь ум – это вибрация в пространстве. Только уши воспринимают звук этих вибраций. Это проникновение в интроспекцию. Асана ни на сколько не приближает нас к шумному мышлению мозга, напротив, мозг успокаивается. Она приближает нас к его интуитивным способностям. Все, что относится к пранаяме, нельзя форсировать, и это еще один фактор, развивающий наше смирение. Прану и ее извечного спутника – высшее интуитивное сознание – можно только завлечь, и если обстоятельства позволят, они проявятся. Здесь уместна все та же метафора с лошадью, которую проще поймать, если вы будете стоять спокойно с яблоком в руке, а не гоняться за ней по всему полю.

В определенном смысле сила воли необходима и в пранаяме; воли, преодолевающей ее монотонность. По своей природе эта техника весьма увлекательна, но она обращает нас к внутреннему миру и не может предложить такого многообразия, как асаны. Даже если вы такой рьяный последователь йоги, как я, никогда не старайтесь сдерживать дыхание усилием воли и вообще применять силу. Как только мозг начинает напрягаться, внутреннее ухо теряет чувствительность, глаза слипаются или слезятся, а значит, вы выходите за рамки своих возможностей. Наблюдайте за кожей туловища, которая устремляется к внутреннему телу. По состоянию растяжения тела вы можете следить за состоянием ума. Если нервы тела перегружены, то же самое можно сказать и об уме. По состоянию чувствительности и натяжению кожа должна быть, как ребенок, одновременно наглый и осторожный. Позвольте дыханию и интеллекту двигаться одновременно. Если интеллект пробивается вперед, значит, вы применяете силу.

С физической точки зрения, движения пранаямы включают вертикальный подъем, горизонтальное расширение и растяжение по окружности грудной клетки, ее стенки и легких. Во время вдоха кожа на центральной части грудной кости может двигаться вертикально вверх и вниз и растягиваться в стороны по кругу, что свидетельствует о том, что легкие заполнены до предела.

Обычное наше дыхание совершенно не ритмично. Каждый произвольный вдох создает напряжение, а выдох, соответственно, расслабление. Нормальный непроизвольный вдох производится не легкими, а мозгом и всем телом. Вы можете легко заметить, что обычный вдох вызывает движение во всем теле. Мышцы надуваются, и на выдохе можно почувствовать, как они сжимаются. Другими словами, при обычном дыхании задействовано все тело, как при вдохе, так и при выдохе. В йоге дыхание осуществляется только за счет легких, в то время как мозг и конечности остаются пассивными. Роль грудной клетки, ребер, диафрагмы, брюшной полости и межреберных мышц отличается, потому что дыхание принимается, а не втягивается. А поскольку именно физиологический, или органический, уровень соединяет и интегрирует ум и тело, его нужно культивировать соответствующим кровеносным и энергетическим питанием. Для этого респираторная система максимально используется без напряжения нервной системы.

При обычном вдохе не только мозг, но и кровь втягивают энергию, которую отпускают на выдохе. То есть такое дыхание представляет собой приток и отток крови от мозга. Даже само слово «вдохновение» означает вдохнуть и ухватить какое-то чувство в форме идеи и представляет собой отображение того, как мозг заряжается во время вдоха. Но подобное дыхание держит мозг в напряжении, поскольку его клетки то наполняются, то сокращаются. И вместо того чтобы заряжаться энергией, и тело, и мозг рассеивают полученную энергию. Пранаяма начинается с того, что мы учимся наблюдать движение обычного дыхания, позволяя ему стать мягким и тихим таким образом, чтобы освободить клетки мозга от нагрузки. Для этого необходимо научиться расслаблять диафрагму. Это – наше промежуточное звено между ментальным и физиологическим слоями, и в результате ежедневного стресса и перегрузок она испытывает напряжение.

Вы должны полностью погрузиться в процесс вдоха и выдоха и естественным образом задерживать дыхание, не напрягая клетки мозга и не нарушая равновесие системы внутренних органов и нервов. В конце концов, нервы – нежные полупроводники, и они не ладят с излишним напряжением и резкими колебаниями тока, точно так же, как и компьютер. Вы должны укротить свое дыхание и свой мозг. Живите каждую минуту, погрузившись в спокойный ход циркуляции вдохов и выдохов. Его ток должен уподобиться течению полноводной великой реки, движение которой не видно глазу.

Если в вашей пранаяме господствует ум, она эгоистична. Смиренная пранаяма возможна, только если ум отступает, а сердце главенствует. Это приведет к пониманию того, как распределять прану, полученную от соединения индивидуальной души и вселенной. Вдох поглощает все тело, простираясь от центра к периферии, а во время выдоха волна отступает снова к центру. Вдох – это движение к периферийному сознанию, а выдох – к самой его сути.

Мы уже поняли, что мозг движется вместе с дыханием, как листья следуют за ветром. Когда дыхание уравновешено и спокойно, мозг нейтрализуется. Сдерживая дыхание, вы сдерживаете душу. Задерживая полную грудь воздуха, вы задерживаете божественную бесконечность внутри. В этот момент вы постигаете весь потенциал своей индивидуальности, но это индивидуальность божественного толка, а не маленькое и эгоистичное существо, за которое вы обычно себя принимаете. Выдыхая, вы щедро выпускаете ваше индивидуальное «я» в мир. Недаром же «испустить последний вздох» означает скончаться. Но умирает только чувство «я», которое отчаянно цепляется за свое существование и за свою тождественность самому себе. Задерживая дыхание на выдохе, вы словно возвращаетесь к жизни после смерти. Самое страшное для эго – это противостояние и поражение. Завеса иллюзии, скрывающая «я», поднята.

Вдох насыщает жизнью все тело. Выдох отдает эту жизнь первоисточнику всего живого. Тело движется к центру существа, как щенок льнет к матери, доверчивый и полностью в ней уверенный. Если же задержка вызывает напряжение или головную боль, значит, задерживают воздух не легкие, а мозг. Это задержка по указке эго. Ваш ключ к успеху – естественность. Природа – это энергия. Она удовлетворяет всем нашим потребностям. Эго, в отличие от природной энергии, конечно. Отрицая природу, мы отрицаем собственную энергию. Так позвольте этому океану энергии очистить тело и усовершенствовать сознание.

Именно благодаря возможностям, открывающимся в свете взаимосвязи праны и читты  (сознания), великий йог Сватмарама в Хатха-йоге Прадипике заключает, что дыхание – ключ к высшему освобождению. К тому же дыхание заряжает огромной силой, необходимой практикующему, когда он будет награжден милостью встретить бесконечный свет. Отделяя разум от чувств восприятия и органов действия, задержка дыхания привносит сознание в объятья души. Задержка на вдохе – раскрытие потенциала индивидуума для божественного. Выдох и задержка опустошают чашу потенциала личности для божественного, отдавая его на милость вселенских сил. Этот благородный акт самоотречения поглощает индивидуальное «я» йога в божественном первоисточнике. В этом смысле пранаяма для меня выступает как бхакти марга , великий путь посвящения, любви и самоотдачи. В анналах истории всего несколько человек совершили этот прыжок в состояние, лишенное эго, одним несравненным актом самоотречения. Тем не менее я уверен, что в современном контексте, где общество с самого детства поощряет развитие эгоистичной личности, такой переход невозможен без долгого и рьяного обучения через живую молитву пранаямы.

Хатха-йога Прадипика гласит, что чувства управляются умом, ум, в свою очередь – дыханием, а дыхание – нервами. Наши чувства докладывают уму об обстановке в окружающем мире, но порой чувства берут контроль даже над умом, а потому мы должны быть осторожны. Йог учится управлять своим умом для контроля над эмоциями, а дыхание он использует, чтобы контролировать ум. Однако наше дыхание и ум не всегда спокойны и уравновешены. В действительности, они часто возбуждаются, когда мы испытываем стресс и напряжение в жизни. Именно стресс заставляет нас дышать прерывисто, поскольку из-за тревоги наш живот сжимается. Стресс истощает нашу жизненную энергию, забирая наше дыхание.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения