Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Гнев

Айенгар

Гнев 

Все мы убеждались, что гнев, вышедший из-под контроля, крайне разрушителен. Супруги кричат друг на друга в спальне, водители – на улице. Гнев неподвластен нам, когда он вспыхивает, как огонь, а потом еще долго тлеет, отравляя нас своим дымом. Мы кричим и обзываем людей последними словами, хотя вовсе не имеем это в виду, а просто находимся в пылу ярости. Потом мы обижаемся и перевариваем сказанное. Это гнев, который вырастает из эго. Кто-то подрезал нас на дороге – и мы обижаемся: «Он меня подрезал. Он это со мной  сделал. Он меня  обидел. Он задел мое эго ».

Начав практиковать йогу и медитировать, мы учимся невозмутимости, пытаясь избавиться от эго. Мы осознаем, что большая часть жизни лишена персональной окрашенности. Водитель подрезал нас вовсе не потому, что не уважал нас, и дело было совсем не в нас. Как только наш ум успокоится, первой мыслью будет не «Вот идиот!», вместо этого мы подумаем, что, возможно, он торопился в больницу к умирающему родителю. На Западе люди принимают все на свой счет, и до сих пор там есть специальная Дорога гнева, где водители нападают и даже стреляют друг в друга. В Пуне, как и в большинстве городов Индии, до сих пор нет светофоров, и наши улицы представляют собой скопление пешеходов, водителей, а иногда и животных, которые не сталкиваются только чудом. Водители постоянно сигналят, предупреждая друг друга о приближении и завоевывая свое место, но мы никогда не принимаем это на свой счет. Мы понимаем, что это общая дорога, и миллионы людей пытаются жить своей жизнью и добраться до места назначения. Это не значит, что у нас нет дорожных разбирательств и мы не прибегаем к суду в случае аварии. К тому же не каждый индус – йог, но наша культура напоминает нам о том, что порой жизнь обезличена. Все мы – игрушки в руках безликих сил, таких, например, как дорожное движение.

Меня часто называют вспыльчивым, потому что я кричу на студентов, которые рискуют здоровьем, или на тех, кто, напротив, слишком расслабляется. Поэтому меня называют суровым учителем. Да, я строг, но не жесток. Я пользуюсь гневом, чтобы отучить студента от нежелательных установок. Один студент непрестанно твердил о своем страхе перед ширшасаной , пока я не рявкнул: «Забудь о ней! Ниже пола все равно не упадешь! Страх может быть только в будущем, здесь и сейчас ему нет места!» Он опешил, но смысл моих слов до него дошел. Командир в армии, ведущий солдат в бой, не может говорить с ними мягко. Иногда необходимо на них и прикрикнуть, чтобы побудить к действию, а иногда говорить мягко для вселения в них мужества. В йоге борьба происходит между телом и эго. Чтобы добраться до души, большого «Я», придется сначала покорить маленькое.

Однажды родители привели мне молодого паренька. Несколько недель он был в каком-то оцепенении, словно в трансе. Я вывел родителей и спросил его, в чем дело. Он объяснил свое состояние тем, что в нем поднялась энергия кундалини.  Это явление весьма редкое и, несомненно, священное. Это то же самое, что сказать, что он стал просветленным. Я надавал ему по щекам, потому как знал, что он намеренно вводил своих родителей в заблуждение по непонятным мне причинам. Потом я показал ему пару асан, которые помогли ему спуститься на землю и прийти в себя. Я ни в коем случае не советую никому следовать моему примеру и бить детей. Чаще всего это происходит, когда родитель или учитель теряет над собой контроль, и это уже становится гневом деструктивным. Напротив, праведный гнев имеет право на существование, но не самодовольный и неоправданный; использованный мудро, он может пойти на благо, а не во вред другим. Я не был зол на мальчика. Я был рассержен из-за его обмана. Пощечина помогла мне пробудить его от опасной фантазии. Еще один пример напрашивается сам собой – мать, хватающая ребенка, который выскочил на проезжую часть. Материнский гнев конструктивен, и она имеет полное право отчитать его для его же собственной безопасности. Если же она будет пережевывать этот гнев и продолжать кричать на ребенка весь день, он подумает, что мать сердита на него, а не на то, что он сделал.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения