Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Похоть
Похоть
Ничто так не отравляет ум, как похоть, хотя она же – движущая сила воспроизведения. Это клей, соединяющий семьи. Все проблемы в браке начинаются с сексуальной неудовлетворенности. Стоит запастись терпением и снисходительностью. По истечении времени отношения в браке подходят к такому моменту в своем развитии, что важность страсти становится меньше. Не то что она совсем исчезает, нет, но понемногу уступает место дружбе и любви. Врата к божественной любви, как мне кажется (поскольку я ее почувствовал), лежат через личностную любовь – любовь одной воплощенной души к другой. Вы же не можете достичь просветления, если будете скакать от одного гуру к другому по своей прихоти, точно так же вам будет нелегко найти высшую любовь к Богу, если вы будете выискивать недостатки в некоторых его творениях. И хотя я признаю, что разнообразие притягивает, стоит продолжать то, что начали и с кем вы начали. Я также признаю, что пранаяма может быть скучной. Для испорченного ума сексуальная преданность кажется такой же. Но полюбить по-настоящему одного – значит получить доступ ко всем. Доверие и вера связывают нас не только друг с другом, но и с универсумом. Когда вы мягко выдыхаете по направлению к сердцу, оно очищается от желаний и эмоций, которые его мучают. Величайший путь к богу – это любовь, превзошедшая индивидуальное влечение, которая видит в другом прежде всего душу.Конечно, скажете вы, 86-летнему старцу легко говорить. В молодости мне пришлось много бороться, чтобы сохранить свою цельность. Благодетель – это идеал. Цельность – это реальность. Я не хотел делить себя на части. Корень «де» в санскрите эквивалентен делению и демону в английском языке. Он подразумевает потерю себя и фрагментацию. Я знал, что если в молодости поддамся искушению овладеть проституткой, я должен буду на ней жениться или потеряю свою цельность навсегда. В моменты гнева я даже написал это своему гуру, во времена, когда меня обвиняли в аморальности. Великий гуру XIX века, Рамакришна, впал в состояние самадхи в момент, когда его знакомили с проститутками, потому что он воспринимал в них только богиню.
Позднее, когда я уже был женат и путешествовал, искушение было повсюду. У женщин вообще принято делать из учителя кумира, и, умудренный этим опытом, я держал их на расстоянии вытянутой руки. Мой свирепый взгляд приходил мне на помощь.
Чувственное удовольствие вкупе с любовью – важная часть брака. У меня был полный страсти союз с моей Рамамани, и если бы она была жива сейчас, сила наших чувств не померкла бы и по сей день. Часто случается, что один супруг, выбрав путь йогина или другой путь духовного совершенствования, забывает о своей второй половине. Этого быть не должно. Стоит сделать все возможное, чтобы дотянуть партнера до своего уровня или всегда к нему возвращаться. Только так можно сохранить брак.
Сексуальность сама по себе – естественна и священна, как все в природном мире. Но то, как мы ее используем, куда направляем, прокладывает границу между священным и нечестивым, между самозабвенной любовью и тем, что Шекспир в своем сонете назвал:
Дух, расточаемый ценой стыда –
Вот страсть в разгаре.
Йога не так часто использует слово «сила». Но она подразумевается во всех случаях, когда речь идет об эго. Эго ищет силы, потому что оно хочет увековечить себя, всеми правдами и неправдами пытаясь оттянуть свою кончину. Для этого оно изобретает множество уловок. Сексуальность проявляется и когда птицы вьют весной свои гнезда, но что это – радость природы или порок? А что эго сделало для воспроизведения рода, для гармоничного объединения взаимодополняющих противоположностей? Оно превратило его в акт эгоистичного самоутверждения. Похоть – это и есть самоутверждение за счет другого. Потребление. Контроль с применением силы. Стоило на земле появиться эго, как оно нарушило ход воспроизведения, превратив его в доказательство своего существования через акт потребления.
Комментарии
Отправить комментарий