Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Разум: источник различения
Разум: источник различения
Это разум (или буддхи ). Йога снова делает важное разделение между разумом (манасом ) и интеллектом. Особое качество ума – это смышленость. Люди умнее по сравнению с остальными формами жизни. Йога ясно дает понять, что даже если вы менее умны, чем ваш сосед, это еще не делает вас глупым. Глупость – это отсутствие разума. Это также однотипное поведение, когда вы не учитесь на своих ошибках. Все мы иногда бываем глупыми. Но говоря относительно, мы в то же время умны. Разработчик ракет или профессор лингвистики порой бывают глупее фермера или рабочего на фабрике. Они могут быть гораздо умнее, что, однако, необязательно делает их более разумными. Приведу вам такой пример. Научно развитые нации обычно изобретают сложное и ужасающее оружие. Это требует определенного умения. Потом они беспорядочно продают его по миру и так по цепочке рано или поздно оно оказывается в руках их врагов. Это умно или глупо? Если это глупость, то чем она обусловлена? Отсутствием разума или внезапным поглупением? Конечно, ум необычайно изобретателен, но разве это то же самое, что быть новаторским? Новаторство – это нововведение, вовлеченность в процесс перемен. А изобрести – означает просто придумать новую вариацию старого. Это очень тонкое, но важное различие, поэтому мы их так часто путаем. Например, если кто-то меня разозлит, я могу выразить свой гнев тысячей разных способов, придумывая новые слова или поступки. Но в день, когда я просто не отреагирую на источник раздражения, случится что-то новое, это инновация и перемена. Йога старается помочь нам быть истинными новаторами, развивая интеллект, который позволит нам создать новые отношения с нашим эго и окружающим миром. Это новое отношение зависит от объективного и честного восприятия мира.Разум обладает двумя основными качествами. Первое – он обладает способностью размышлять, он может подняться над «я» и подумать обо всем объективно, а не субъективно. К примеру, я могу сказать, что ненавижу свою работу, и это будет субъективно, объективнее будет отметить, что у меня нет способностей, чтобы устроиться на другую. Первое качество разума приводит в действие второе. Он может выбирать. Он может выбрать, предпринять ему качественно иное, новаторское действие или нет. Он может положить начало переменам. Он может решить выбраться из той колеи, в которой мы все застряли, и проложить собственный путь эволюции. Разум не болтает попусту. Это тихий, но решительный революционер нашего сознания. Он его спящий партнер, но он вполне способен его пробудить.
Если мы вновь вернемся к уму (манасу) и ахамкаре , двум консерваторским оплотам сознания, то сможем по логике убедиться, что они управляются механизмами, которые всячески пытаются избежать каких-либо перемен. Ум и чувства наставляют их всячески искать удовольствий и избегать боли. Мы уже выяснили, что за рациональное зерно за этим стоит, но в то же время нужно признать, что это основной шаблон поведения, который уходит своими корнями далеко в прошлое. Отсюда следует тенденция избегать инноваций и таким образом подавлять саму возможность эволюции. Мы убедились, что эго олицетворяет собой совокупность пережитых опытов, накопленных в прошлом: мое детство, мой диплом в университете, мой банковский счет. Эго чрезвычайно сильно привязано к прошлому и любит его, являясь набором происшедших за всю жизнь событий. Но почему? Чего больше всего боится эго? Своей смерти. Где она? В будущем. Поэтому, естественно, оно получает огромное удовольствие от проигрывания тех же самых событий из прошлого. Очень удобно, например, без конца переставлять мебель в комнате, а потом отходить и спрашивать: «Ну что, теперь комната смотрится по-новому?» Разве это так? Вовсе нет. Эго больше всего не хочет выкинуть все из комнаты и выйти вон. Это – шаг в неизвестность. Неизвестность возрождает в нем все его панические страхи перед собственной конечностью, страх перед тем, что однажды неличностное, истинное «я», неизвестная душа сбросит маску и его собственное жалкое существование закончится.
Первые европейские путешественники по Индии часто с ужасом обнаруживали, что целью любой религиозной практики было положить конец иллюзии долговечности эгоистичного «я». Они реагировали на это как на узаконивание добровольного самоубийства. Парадоксально, но при этом они это уважали. Опыт самадхи открывает нам, что эго не является источником нашей сущности. Мы становимся выше отождествления себя с эго. После самадхи мы вновь возвращаемся к эго, но используем его уже просто как инструмент для жизни, а не как замену душе. Эго перестает терзать нас своей мелочностью, страхами и пристрастиями.
Даршан – обозначение философии на санскрите – означает «видение». Это видение нас самих, причем абсолютно объективное своеобразное рассматривание себя в зеркале. В этом проявляется мыслительная способность интеллекта. Платон как-то сказал, что просто знать недостаточно (это субъективно), мы должны знать, что мы познаем (это объективно). Сознание делает нас людьми. Но дерево тоже имеет сознание: тиковое дерево гармонично развешивает свою крону на благо каждого листочка, каждое отдельное дерево в группе. Но они не осознают себя. Сознание природы не отражает самое себя. История человечества вкратце может быть описана как Путешествие от бессознательного к осознанности. Если это верно, то должно относиться к каждому отдельному индивиду.
В чем же преимущество, предоставляемое зеркалом разума? Оно заключается в том, чтобы увидеть себя как бы со стороны. Вдруг эгоистичное «я» превращается в объект. Обычно оно и есть субъект и не способно смотреть на вещи иначе, как со своей позиции. Настоящее зеркало позволяет нам видеть себя как будто снаружи, а потому замечать то, что иначе не увидишь, пятна от еды на галстуке, например. Поэтому мы можем менять свою внешность, если нам не понравится что-то из увиденного. На самом деле, сознание – это двойное зеркало, которое отражает и объекты внешнего мира, и душу внутри.
Мы можем отряхнуть свой галстук. Мы можем сделать выбор в пользу регулярной практики асан и очистить тело. У нас всегда есть выбор. Это второй аспект разума. Основываясь на объективной информации, мы можем выбрать, чистить галстук или оставить все как есть. Мы можем начать практику асан или поспать утром подольше. Дословный перевод интеллекта с латыни звучит как «выбирать между». Это не означает просто думать.
Вы когда-нибудь замечали, что в проблемной ситуации мы обычно говорим: «Тсс, тихо, дайте мне подумать», но при этом подразумеваем совсем другое – мы имеем в виду: «Тсс, тихо, позвольте мне прекратить ход мыслей». Мы хотим увидеть все с ясностью, а также сделать стоп-кадр ненужного потока непрекращающихся образов, слов и подсознательно связанных с ними ассоциаций, которые атакуют ум. Ум производит их постоянно, как вечно работающий телевизор. Мысль движется слишком быстро, чтобы ее поймать, и никогда не останавливается по своей воле. Это аналогия бесконечной волне, которая течет из нашего мозга в эфир. Она не может себя поменять. Мысль не может решить проблемы, ею самой созданные, как неисправный двигатель не может починить себя сам без объективного взгляда на вещи и помощи механика. В этом роль интеллекта: остановиться, различить, вмешаться.
Разум исполняет свои функции прежде всего благодаря умению остановить поток мыслей. Это мы называем познанием, то есть процессом знания, который одновременно включает осознанность и суждение. Познание позволяет нам воспринимать в настоящем моменте, что в любой ситуации у человека есть выбор. Без постоянного мелькающего экрана с мыслями мы можем увидеть себя объективно и задаться вопросом, что предпринять в данном случае – то или это. В момент размышления и осознанности время останавливается и судьба оказывается в наших руках: «Стоит ли мне съесть второй шарик мороженого или пора остановиться?» Делать выбор тяжело, но мы всегда находимся на развилке путей, может быть, тривиальных, но в то же время важных.
Представьте себе, что вы встаете рано утром и спрашиваете себя: «Стоит ли мне встать и заняться практикой асан или можно поспать подольше?» В какой-то степени мы хотим и того, и другого, но осознаем, что это невозможно. У нас всегда есть выбор, своеобразная развилка на дороге впереди. Оба пути имеют свои плюсы, просто один очевидно проще другого. Наш познающий разум привел нас к ясному восприятию выбора, но мы все еще с ним колеблемся. Какой путь все же более предпочтителен, легкий или трудный (встать с постели)?
Благодаря второму аспекту нашего сознания – трудный. Это особенность воли или волеизъявления. Ее еще называют способностью к волевому движению, поэтому в йоге разум одновременно и волевой, и познающий. Воля заставляет наши ноги поднять тело из постели и переключает нашу осознанность с выбора на действие. Воля превращает даже труднейший выбор из гипотезы в реальность. Я часто описывал Хатха-йогу как Йогу Воли.
Итак, вы встали. Пока что выиграно сражение, но не война. Разве не здорово было бы приготовить чашечку кофе и часок почитать газету? Встать было правильным решением, шагом в верном направлении… но разве этого достаточно? Наступает еще один момент для волевого движения, выбора, развития силы воли. И вскоре вы уже ежедневно поднимаетесь на занятие полседьмого, и это безусловное новаторство, инициация.
Это творение личной истории благодаря зеркалу и ножницам разума: видеть, выбирать, действовать. Впоследствии вы, возможно, оцените преимущества практики с точки зрения физического улучшения самочувствия, повышения жизненной энергии и удовлетворенности своей собственной деятельностью и самодисциплиной. Помимо отдельных частей тела вы начали тренировать часто дремлющий компонент сознания – разум.
И завтра, когда прозвенит будильник, все это повторится снова. Ну, или почти все. Если тело, приходящее в тонус, будет работать с каждым днем все лучше, разум будет также оттачиваться наравне с ним. Для тела результатом нашей непрерывной практики будет, естественно, здоровье. Но на другом уровне (и это является причиной нашей удовлетворенности собой) результатом станет наш самоконтроль.
Это очень важный момент. С точки зрения логики, обладая здоровьем и самоконтролем, мы можем гораздо лучше управлять своей жизнью. Мы счастливы, когда у нас это получается, потому что мы чувствуем растущую свободу. Мы исследуем возможности жизни на земле, раскрывая свой потенциал. Свобода – это наше самое глубинное желание, исходящее из сердца. Только оно ведет нас к объединению, а не разделению. Оно также делает возможным наше желание любить и быть любимым и на самом дальнем берегу позволяет прикоснуться к бесконечности, что есть основа и цель йоги. Если вам кажется, что до бесконечности еще далеко, не забывайте, что, спустив ноги из теплой постели на холодный пол усилием разума, вы сделали первый к ней шаг.
Итак, мы бегло прошлись по уму, эго и разуму, которые все вместе образуют сознание. Конечно, многое осталось недосказанным, но с этой моделью в качестве путеводителя еще больше вам предстоит открыть самим. Сознание – нечто гораздо большее, чем просто сумма его составляющих, о чем мы еще поговорим позже. Я уже упоминал о некоторых присущих эго и уму недостатках, но не говорил о недостатках разума. Наша первостепенная задача – пробудить интеллект, прежде чем мы увидим, в чем могут быть подводные камни. (Патанджали называл это саттва-шуддхи, или «чистота, или очищение интеллекта».)
Теперь я хочу описать, как ум и формирующие его чувства, эго и разум, взаимодействуют и как входят в конфронтацию в тривиальной жизненной ситуации. Перед нашими глазами уже есть модель сознания как круга, разделенного на три взаимосвязанных сегмента. Это статичная модель, не вполне отражающая жизненную ситуацию, так что мы бросим сознанию вызов в виде внешнего раздражителя. Это будет огромная коробка ванильного мороженого.
Вы очень поздно пришли домой с работы, безумно устали. По дороге вы перекусили пиццей, так что особого голода не испытываете. И вдруг на кухне, словно по мановению волшебной палочки, подходите к морозилке и натыкаетесь на коробку ванильного мороженого.
Далее события развиваются следующим образом:
- Ваши глаза (органы чувств) нацеливаются на банку, читают этикетку («ванильное») и отсылают информацию мозгу для декодирования и идентификации. Установлена связь: а) внешний объект; б) орган чувств; в) ум.
- Ум (как всегда) поверяет данные эго. Так что указанную цепочку связей теперь замыкает эго.
- Молниеносно эго и ум вступают в сговор, и память, которая содержится в уме, выходит на сцену. Ей автоматически приходится отвечать на вопрос: что приносит за собой поедание ванильного мороженого – боль или удовольствие?
- Без колебаний память отвечает, что удовольствие.
- Эго реагирует мгновенно: «Прекрасно, давай его мне». И далее ум управляет рукой (органом действия), чтобы достать мороженое с полки, открыть и взять ложку. Все остальное – часть истории.
5а) Ум и эго пока не слышат монотонное гудение на задворках сознания, как будто кто-то пытается привлечь их внимание. Им становится некомфортно, они поворачиваются (к холодильнику спиной) и видят, как разум, подпрыгивая от нетерпения, интересуется: «Можно задать памяти вопрос?»
6а) Ум и эго ерзают, предчувствуя неприятности, но все же отвечают так: «Лучше, конечно, не надо, но раз уж ты настаиваешь, валяй, отказать мы не можем».
7а) «Спасибо, – отвечает разум. – Память, скажи, каковы последствия от еженощного поедания мороженого?»
8а) Память по своей природе честна и только изредка делает непреднамеренные ошибки. И она говорит: «Ты поправляешься, не можешь влезть в штаны, страдаешь от синусита, и артрит дает о себе знать». Предоставленная самой себе, память из прежнего опыта ничего не вынесет и ляпнет: «Давай, ешь, наслаждайся». Только интеллект способен построить вопрос следующим образом: «Мы живем, чтобы есть, или едим, чтобы жить?»
9а) Разум продолжает стоят на своем. «Итак, подведем итоги нашей затруднительной ситуации. Всем нам нравится мороженое, даже слишком. Но всем нам не по душе последствия, особенно тебе, эго, ты же так боишься располнеть. Похоже, у нас есть выбор: есть или не есть. Это всем нам ясно». (Познание и выбор.)
10а) Бедный ум в замешательстве, потому что ума-то у него – одно название, и мыслить самостоятельно он не в состоянии. Он будет, как за мячиком, бежать в любом направлении. Обычно он позволяет эго принимать решения, и сейчас оно очень расстроено. «Я всегда ем мороженое после тяжелого рабочего дня, мне это приятно. Это мое вознаграждение».
11а) Разум, которого тоже волнует перспектива не втиснуться в штаны (хотя он скорее опасается глупой траты денег), последний раз берет слово: «Хоть раз я должен взять над вами верх! (Воля.) Мне надоела одна и та же колея, в которой вы застряли. Одно и то же повторяется изо дня в день: вы только и можете, что оплакивать последствия или мечтать о предстоящих развлечениях. Ничего само по себе без нашего участия не изменится. (Вызов.) Ум, пожалуйста, заставь руку убраться от банки и закрыть дверь». Так он и поступает.
12а) На следующий день все они почувствовали себя лучше от того, как все обернулось. Правда, эго было очень самоуверенным и уже убедило себя, что оно с самого начала считало, что неплохо было бы мороженое не трогать.
Если мы сумеем натренировать себя в свертывании всех этих шагов с первого по двенадцатый в одну секунду и будем применять их дюжину раз ежедневно, наш ум будет дисциплинированным, эго гибким (то есть не ригидным), а сознание – интегрированным. Вы, должно быть, уже заметили, что ранний подъем для занятий предполагал достижение положительного результата, в то время как в случае с ванильным мороженым – избежание негативного. В любом случае разум работает одинаково.
Тем не менее, когда мы пытаемся изменить устоявшиеся привычки, желательно сформулировать положительный стимул («Дай-ка я постараюсь найти правильное положение для своей спины») вместо отрицательного («Как бы мне не ошибиться еще раз»). Это особенно заметно на примере с нашими детьми. Обычно им говорят: «Не стой тут». Это приказ, который служит для того, чтобы показать ребенку, что он что-то делает не так. Неосознанный ум, относительно более сильный в молодом возрасте, не может из этой фразы понять для себя, где же ему в таком случае стоит находиться. Это под силу только зрелому рациональному уму. «Подойди и встань здесь» – вот какой должна быть инструкция. В противном случае, дети будут бояться сделать что-то не так. Поскольку укоренившиеся модели поведения, которые йога называет самскара , или подсознательные впечатления, лежат, как следует логически из самого названия, в нашем подсознании, в наших же интересах выделять позитивное и новое действие, а не задерживаться на неприятном прошлом. Но прежде чем вступить на этот новый путь, нужно сначала понять, каким образом эти самые укоренившиеся паттерны поведения или условные рефлексы нами управляют.
Комментарии
Отправить комментарий