Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Самскара: освобождение от привычки

Айенгар

Самскара: освобождение от привычки

Если сравнить сознание с озером, на его поверхности можно обнаружить много первичных волн или колебаний, довольно легко различимых. Например, вы приглашены на ужин к горячо любимым друзьям, как вдруг в последний момент они звонят вам, чтобы все отменить. Вы очень разочарованы. Это самая верхняя волна на поверхности озера. Вы расстроены, несчастны, вы чувствуете себя брошенным, но все это лишь поверхностные чувства. Вы должны успокоиться и переступить через свое разочарование. Это вызов, причем внешний вызов, провоцирующий рябь на поверхности.

Вторичные колебания отличаются от первичных тем, что поднимаются со дна озера. Дно это покрыто песком, и если в жизни вы испытываете довольно много потрясений, рябь на поверхности создает волну, которая достает до дна и незаметно создает насыпь из песка, так что теперь у вас целый холмик разбившихся надежд. В результате вы часто будете чувствовать себя разочарованным, поскольку этот холмик будет посылать со дна вторичные колебания, или волны.

Рассмотрим другой распространенный пример. Если вы постоянно чем-то раздражены и расстроены – своей женой, детьми, родителями, – достаточное количество таких вот агрессивных реакций будут незаметно создавать большой холмик раздражения в озере сознания, что превратит вас в итоге в легко выходящего из себя, злобного человека. Если вы курили с шестнадцати лет, каждый раз, когда вы берете сигарету, вы также «промываете себе мозги». Стимул «Когда я расстроен, я курю сигарету» посылает небольшую рябь вниз в сознание, которое добавляет ее к сигаретному холмику. Поэтому бросить курить настолько трудно. Помимо физической тяги мы также создаем ментальную зависимость, поскольку привычка требует постоянного повторения. Стимулов к этой привычке так много, что многие курильщики порой хотят закурить спустя много лет после того, как бросили, потому что холмик все еще на дне.

Когда вы в гневе или разочарованы, условный рефлекс работает следующим образом. Предположим, вас раздражают родители, и ваша мама как раз входит в комнату. Она, может, и сказала только: «Ужин готов», но рефлекс раздражительности уже растет. Она ничего особенного и не сделала, но холмик гнева означает, что любой стимул, так или иначе связанный с ней, посылает вниз волну и ударяет по холмику. Так мы получаем искаженную и вторичную волну злости, отскочившую от дна озера. Накопленная предрасположенность к озлобленности поднимает голову и говорит: «Как меня бесит моя мать», и хотя она всего лишь позвала вас к столу, вы огрызаетесь: «Ну иду я, иду!» В ответе чувствуется неоправданное раздражение. Это очень часто можно наблюдать в отношениях между мужем и женой. Такая предрасположенность случается при курении сигарет или если речь идет о накопленном разочаровании. Тот, кто скопил много раздражения, кто долго формировал этот самый холмик, в любой ситуации склонен настраивать себя на разочарование. Когда что-то случается, такой человек не скажет: «О, это может быть что-то хорошее», или: «Посмотрим, что из этого выйдет». Напротив, он с твердой уверенностью воскликнет: «О боже, сейчас случится что-то ужасное». Это волна разочарования посылает вторичный рефлекс мысли неоправданной негативности.

Поскольку все эти вещи накапливаются со временем, избавление от них тоже требует немалого времени. Вы же не можете, резко бросив курить, или решив на день прикусить язык и не огрызаться на жену, или подумав «Надо смотреть на светлую сторону жизни», избавиться от холмика на дне, который скапливался годами. Теперь это уже огромный вал, посылающий большие волны, которые, как ни странно, трудно заметить.

Практика йоги нацелена на уменьшение подсознательных холмиков и освобождение нас от этих и других волнений, происходящих в сознании. Каждый мечтает о свободе, никто не хочет быть влекомым неведомыми силами, но в реальности нагромождение самскары  в темных глубинах подсознательного именно это с нами и делает. Стимул с поверхности сознания быстро падает вниз сквозь все слои озера и наталкивается на неизученные холмы из осадка, которые вызывают вторичные волны мыслей. А они, в свою очередь, вызывают недостойное и неадекватное поведение. Наши действия обусловлены заранее и поэтому несвободны. Мы не можем вот так запросто разрушить старый паттерн поведения, как бы нам этого ни хотелось. В конце концов, мы можем просто принять ситуацию и сказать: «Я такой, какой я есть», «Жизнь все время меня разочаровывает», «Как меня это бесит» или «Я человек, легко впадающий в зависимость».

Один день без сигарет уже сделает ваш бугорок на дне чуть меньше. На второй день вы не курите, но вам очень хочется, потому что внизу у вас холмик под названием «24 года под знаком сигареты». Очевидно, что только постоянная практика «день без сигарет», или «Я не разочарован», «Я не раздражаюсь» мало-помалу смогут помочь вам измениться. Вы постепенно уменьшаете размеры негативных холмиков и превращаете их в позитивные самскары , такие как «я – не курильщик», «я доброжелательный человек», «я уравновешен». Тогда вы возводите холмы доброжелательности, открытости, не-курения и так далее. Они формируют хороший характер и делают жизнь в целом легче. Человек с хорошими привычками может проложить свой путь в жизни. Это – награда за практику, чистоту, удовлетворенность, а также процесс переделывания себя, которым вы можете заняться даже без йоги. Йога, конечно, служит отличным помощником, это великолепный путь, но это не значит, что он – единственный для преобразования самскары. Тем не менее йога – превосходный инструмент, избавляющий нас от нежелательных и укоренившихся шаблонов поведения. Через нее мы их распознаем и постепенно меняем. Особенность йоги в том, что она способна поднять нас еще выше, к необусловленной свободе, поскольку йога видит даже хорошие привычки как ограничение или обусловленность.

Йога никогда не забывает, что конечная цель – это не просто избавление от самскары.  Мы должны культивировать хорошие дела для того, чтобы взрастить хорошую самскару . Но сначала, разумеется, нужно искоренить все плохое. Компас йоги всегда направлен в сторону освобождения. Так что нужно добиться, чтобы дно озера было абсолютно плоским и не посылало нам вторичных волн. Это и есть свобода. Но с точки зрения практики, одним прыжком нельзя оставить за собой самскару  и оказаться в краю свободы. От плохой самскары  – к хорошей и затем уже к свободе. Это логическая последовательность, и она нам под силу. Теоретически, бывает, что очень низко павший человек исправляется мгновенно, получив озарение, но это случается довольно редко.

Практически каждый из нас создал негативные привычки, и сначала нам предстоит обратить их в положительные, а затем в полное их отсутствие. Когда прогресс достигнет самых тонких слоев коши, вы не будете курить не потому, что «вы не курильщик», или потому, что это нехорошо, а потому, что вы не вызываете в воображении поединок «плохое против хорошего». Точно так же вы не прикусываете язык, чтобы не сорваться на раздражающих вас людей, вы не пытаетесь осознавать себя «хорошим». Это просто следствие того, что вы обрели свободу. Вы можете ответить грубому человеку грубо или вежливо, но, будучи свободным, вы действуете сообразно ситуации, не будучи обусловленным прошлым.

Порой на своих занятиях мне приходится играть роль рассерженного человека. Я должен был казаться безжалостным, но участливым, чтобы оградить студентов от самих себя. Я мог ответить резко, в соответствии с ситуацией, но я не был привязан к гневу. Роль злого человека не создает у меня паттерн и не тревожит дно озера. Я успокаиваюсь, как только отворачиваюсь от студента. Я отрешен и готов общаться с другим учеником дружелюбно и с юмором, в зависимости от того, что требует ситуация. Я не увязаю в этой игре, хотя принимаю участие в комедии и трагедии человеческой жизни.

Предположим, вы всегда ели слишком много шоколада, затем перестали и освободились от такой привычки. Потом, если кто-то предложит вам кусочек, вы можете сказать да или нет, это не так важно, но вы будете знать, что вам уже вовсе не обязательно скупать весь магазин, чтобы удовлетворить тягу, которая вас одолевала. Вы можете откусить чуть-чуть и сказать, что этого довольно, но вы не попадетесь в эти сети снова. Так что вы действуете свободно. Это дарит вам умеренность и легкость, и вы ведете себя так, как того требует ситуация. Вы больше не заложник того плохого или хорошего, что случилось с вами в прошлом. Это имеет важное кармическое  значение.

Всем нам скорее хотелось бы иметь хорошую, а не плохую карму,  поэтому мы стараемся сделать кармические последствия как можно менее неприятными. Приятные эффекты исходят из положительной самскары. Так что стройте ее и получите хорошие последствия. Это также хорошее социальное преимущество. Но цель йога – свобода, и он говорит: «Я хочу освободиться от последствий, я хочу освободиться от кармической обусловленности. Я хочу действовать в настоящем, не быть обусловленным даже хорошими отпечатками, приносящими хорошие плоды. Я хочу культивировать только те действия, которые не предполагают противодействия». Он не будет никоим образом привязан к прошлому или будущему из-за личностной мотивации. Он будет действовать только в настоящем моменте. Если мы выявим связь между кармой и самскарой, действиями и их противодействиями, мы сможем разбить цепь обусловленности. Преимущество продолжительной и последовательной практики (тапас)  в том, что она поддерживает результат еще долгое время. Мы не можем достичь свободы, раз погрузившись в священную реку. Это мечты, иллюзия. Эго вновь всплывет и, крепко нас схватив, потянет назад. Мы отмываемся от пятен и залечиваем раны в течение долгих минут, долгих часов, благодаря упорной осмысленной практике. Тем не менее даже новички могут довольно быстро оказаться в плюсе даже после задолженности и значительно улучшить качество своей жизни. Присутствие разума, самоконтроль и творческая направленность позволят нам заработать силу, необходимую для того, чтобы выстоять перед лицом жизненных невзгод.

Неважно, согласны ли вы с чисто техническими деталями кармической обусловленности, но все равно вы, несомненно, хотите постепенно увеличить кладезь своего интеллекта. Это своеобразное движение по кармической лестнице, импульс к поднятию наверх и страх перед последствиями при спуске вниз. Однако мы должны быть очень осторожны, чтобы идея прогресса не относила нас к будущему, которое, может быть, никогда и не настанет.

Главным стремлением должно быть – действие только в настоящем моменте. Прямое действие происходит от прямого восприятия, то есть возможности видеть соответствующую настоящему моменту реальность без каких-либо предубеждений. Поступая таким образом, мы приближаемся к идеалу действия йога, которое иначе называется действием без окраски, или незапятнанным. Все поступки могут расцениваться как черные – то есть коренящиеся в эгоистической мотивации и ведущие к плачевным последствиям, белые – не несущие личной заинтересованности. Но большинство из них – серые, исходящие из смешанных мотиваций и имеющие смешанные последствия. Это нормальный ход вещей в мире. Действие йога освобождено от оков прошлого и не ищет личного вознаграждения в будущем. Это правильно, потому что оно относится к настоящему моменту, не окрашено, а следовательно, это действие не вызовет противодействия. Применительно к свободе для йога это обладает огромным преимуществом, потому что он как раз и стремится вырваться из бесконечной кармической цепи перерождений, сойдя, наконец, с этой причинно-следственной карусели.

Он знает, что удовольствие все равно рано или поздно приносит боль, а боль – тянет за собой удовольствие, и так до бесконечности. Это пьянящая гонка, и цель большинства людей состоит в том, чтобы увеличить удовольствие и избежать боли. Но йог знает, что это невозможно, и предпринимает радикальное действие, чтобы превзойти порочный круг обусловленности. Он не отказывается от обычной жизни, напротив, просто он может действовать и при этом не быть запятнанным. Поэтому мы называем его действия безупречными и бесцветными, а это возможно только когда эго на кармической карусели перестает выдавать себя за душу. Душа всегда вне игры. Она – наблюдатель, а не игрок. Поэтому, когда сознание человека, основанное на эго, растворяется в душе, оно больше не попадется в ловушку боль-удовольствие. Становится понятно, что это всегда было не больше чем маской актера, играющего истинное «я».

Немногим людям удавалось пока достичь такого уровня отрешенности. Человечество обычно живет серыми действиями со смешанными результатами, но изучает этику, чтобы постепенно перейти от серых поступков к белым. Единственное, что мешает процессу трансформации, так это низкий уровень осознанности, я уже не говорю о контроле над волнами мыслей, которые то и дело поднимаются с глубин подсознания. Немногие из нас обладают ясностью и умением преграждать потоки, которые порождаются укоренившимися привычками и обусловленными рефлексами. Но в то же время, если бы мы поняли сложную роль памяти, мы могли бы использовать ее более умело и действовать с большей осознанностью и свободой.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения