Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Внутренняя работа сознания

Айенгар

Внутренняя работа сознания

Сейчас в любом книжном магазине можно найти целую полку с литературой типа помоги-себе-сам, изданиями, посвященными психологии, личностному росту и различным духовным практикам. Но очень мало книг затрагивают истинный секрет работы нашего ума и сознания.

Представьте себе руководство пользователя автомобилем, которое подробнейшим образом расписывает различные технические характеристики кузова, стиль, цвет, комфортность и безопасность автомобиля, но ни единым словом не касается работы двигателя внутреннего сгорания. Исходя из такой инструкции, никто не смог бы научиться ни пользоваться машиной, ни содержать и чинить ее. К счастью, мы можем отправить ее в автосервис, где о двигателях знают все. А кто позаботится о нашем собственном многострадальном уме? Конечно, чаще всего первую помощь нам оказывает психолог, но в конечном итоге, мы всегда сталкиваемся с необходимостью решать эту проблему самостоятельно.

Йога предлагает очень полезные пути для решения мучающих нас ментальных проблем, но для этого необходимо сначала ознакомиться с самым простым философским описанием сознания. Я намеренно употребляю здесь слово «философское» и потому же сочетаю его с определением «простое». Сложилось представление, что философия (в переводе с греческого – «любовь к мудрости») должна быть непременно сложной, сугубо теоретической и совсем непонятной для тех, кто в ней захочет разобраться. В этом философия йоги обладает определенным преимуществом – она проста, практична, и ее можно с успехом применять здесь и сейчас.

В йоге наше сознание (читта)  подразделяется на три составляющие части. Это ум (или манас),  эго, или «я» с маленькой буквы (ахамкара),  и интеллект, или буддхи . Как я уже говорил, ум – это внешний слой сознания. По своей природе он непостоянен, нестабилен и не способен сделать продуктивный выбор. Он не может предпочесть что-то одно из плохого и хорошего, правильного и неправильного, поскольку это прерогатива внутреннего слоя сознания, интеллекта. Ахамкара  – это самый глубокий слой сознания. Буквально ахамкара  переводится как «я-обрáзный». Оно представляется как набор присущих нам черт и отождествляет себя с истинным «я». Если одна из частей сознания увеличивается, другие сжимаются. Йога как раз и исследует взаимосвязь этих трех составляющих, их соотношение, а также описывает, что происходит, когда они сталкиваются с внешним миром. Она выявляет, как мы реагируем на мир, формируя непоколебимые шаблоны поведения, которые обрекают нас на бесконечное прохождение через однотипные жизненные ситуации, только поверхностно отличающиеся друг от друга. Все, кто уже устал от новостей об очередной войне в мире, стонущем от боли, раздраженно спрашивают: «Разве человечество ничему не учится?» И хотя способы убийства определенно «менялись» от каменной дубинки до сабель, пистолетов и ядерного оружия, явно, что суть дела осталось прежней и ни о какой эволюции речь не идет. Убийство превратилось в константу, а так называемые изменения – всего лишь дань технологической изобретательности и умениям, которые говорят против себя. За словом «умение» стоит техническая способность, демонстрация достижений, в то время как интеллект предполагает ясность видения, подобно тому, как незамутненные воды озера отражают окружающий мир без искажений.

Тем не менее у нас есть шанс освободиться от отягчающего нас прошлого и в индивидуальном порядке научиться контролировать этот реактивный механизм, не позволяя ему повторять старые шаблоны, что откроет дорогу новому и позволит истинным изменениям свершиться. Эта пробуждающаяся ясность и есть путь йоги.

Описанный мною сейчас эволюционный процесс вкратце можно описать как «достижение того, что я действительно хочу, и избавление от того, что не хочу» применительно к каждому. Загвоздка в том, чтобы распознать их и работать над этим. Парадокс начинается, когда мы понимаем, что для достижения этой цели придется сначала заставить себя делать что-то нежелательное. В йоге это называется тапас , что я ранее переводил как непрерывная смелая практика. Французский философ Декарт писал, что счастье состоит не в том, чтобы получить желаемое, то, что, как мы думаем, принесет нам счастье, а в том, чтобы научиться получать удовольствие, делая то, что нам не нравится. Потренируйтесь, когда будете наводить порядок или долго ждать поезда.

Чтобы починить машину, вам прежде всего нужно иметь представление о ее деталях. Аналогично, сейчас нам предстоит изучить составляющие сознания и руководство, оставленное йогой для человека в его теперешнем положении.

Философия йоги выделяет три основных составляющих сознания, рассматривая их как эволюцию природы. Все мы восхищаемся бесчисленными результатами долгой эволюции природы: противопоставленные большие пальцы, глаз рыбы или орла, превращение лягушки и крыло птицы, радары летучей мыши; обращаясь к более тонкому слою – наши собственные грамматические и лингвистические способности, напрямую связанные с клетками мозга любого здорового человека. Йога предлагает рассмотреть развивающиеся по мере эволюции еще более тонкие составляющие сознания, такие как малое, или ложное, «я» и интеллект, и задаться вопросом об их природе и функционировании. Наш ум обрабатывает мысли и прожитый опыт. Наше малое «я» помогает в различении себя и других, неважно, идет ли речь о попутчике из автобуса или собственной матери. Пожалуй, это ближайшее понятие к эго в западной философии. Но помимо эго и ментальной деятельности ума, мы также обладаем интеллектом, который помогает нам в принятии решений. Сознание состоит из трех этих частей, и при всем при этом оно есть нечто большее, чем просто их сочетание. Давайте лучше посмотрим повнимательнее на каждую из них.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения