Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Глава IV Ясность: ментальное тело (манас)

Айенгар

Глава IV

Ясность: ментальное тело (манас)

Вряд ли можно надеяться ощутить чувство внутренней свободы или умиротворения без понимания принципов работы ума и сознания в целом. Любое поведение – как созидательное, так и разрушительное – зависит от наших мыслей. Понимание того, как работает наше мышление, даст нам ни много ни мало ключ к секретам человеческой психологии. Когда мы сбросим завесу иллюзии и окажемся в царстве ясности и мудрости, верное восприятие откроет двери к свободе. Таким образом, сердце йоги составляет изучение ума и сознания.

Очевидно, что ум и сознание находятся на всех уровнях нашего бытия, но из-за присущей им тонкости в системе йоги принято считать, что они находятся в третьем и четвертом слое сущности. Йоги различают ментальное тело (маномайя коша ), в котором непрестанно идет поток мыслей, и тело ума (виджнянамайя коша ), в котором живет проницательность и умение различать. В этой главе подробно рассматриваются ментальное тело и взаимосвязь нашего эго, мыслящего мозга, памяти и чувственного восприятия. Я разъясню определение интеллекта согласно учению йоги – делать само-осознающий выбор через различение и упражнение силы воли – но к интеллекту и мудрости я вернусь в следующей главе. Именно через этот интеллект мы и осуществляем выбор и освобождаем себя от укоренившихся шаблонов поведения и направляемся к свободе и просветлению. Однако надеяться развить его мы можем только в том случае, если поймем, как часто что-то нас толкает действовать без его участия.

Патанджали в своих «Йога-сутрах» поставил работу ума и сознания с их взлетами и падениями во главу угла практики и философии йоги. С точки зрения йогов, практика и философия неотделимы. Первая сутра Патанджали говорит: «Сейчас я представлю вам дисциплинарный кодекс этического поведения под названием йога». Другими словами, йога – это нечто, что мы делаем . Так что же положено делать? Вторая сутра дает на это такой ответ: «Йога – это процесс успокоения движений и колебаний ума, которые беспокоят наше сознание». Что бы мы ни делали – все нацелено на то, чтобы выполнить это необыкновенно сложное задание. Если нам это удастся, как говорил Патанджали, тогда до цели самой йоги будет рукой подать.

Всю свою жизнь я посвятил тому, чтобы доказать, что, если вам удалась самастхити (прямая поза стоя)  и тадасана (поза горы)  на первом уроке, вы уже приближаетесь к решению этой задачи. Если вы будете упорны, развивая силу и ясность, тогда техники для тела и дыхания, предлагаемые йогой, приведут вас к цели, заявленной Патанджали. Тем не менее концептуальное понимание того, что мы делаем, жизненно важно, до тех пор пока мы не вообразим, что это может заменить нам практику. Это лишь подспорье в практике. Архитектурный план ведь не то же самое, что само строительство, хотя, естественно, это важный элемент в нашей реализации.

В йоге есть четкие определения ума и сознания, и английские слова не всегда могут выразить значение, заложенное на санскрите. Я буду попутно их разъяснять, но достаточно сказать только, что в английском языке слова «ум» и «сознание» употребляются как синонимы. Ум образует внешний слой сознания (читта),  точно так же как скелет и мускулы покрывают внутренности. Сознание означает нашу возможность быть чутким, внимательным ко всему, что происходит как внутри, так и снаружи. Мы называем это самоосознанность, или отражающее сознание. Сознание можно сравнить с озером. Его чистые воды отражают красоту вокруг (внешнее) и в то же время позволяют разглядеть дно (внутреннее). Точно так же чистый ум способен отражать красоту мира, и когда он спокоен, величие самости, или души, отражается в нем, как в зеркале. Все мы знаем, во что превращается озеро, когда воды становятся стоячими или загрязняются. Точно так же, как воды озера стоит поддерживать в чистоте, йогу необходимо успокаивать и очищать свой ум, чтобы волны мыслей не тревожили его осознанности.

Что имел в виду Патанджали под колебаниями и движениями ума? Применительно к озеру – это рябь и волны на поверхности и внутренние течения и волнения глубоко на дне. Всем нам знакомы навязчивые мысли, проносящиеся в голове: «Я забыла купить морковь» или «Мой босс меня недолюбливает». Мы подмечаем, что внешние волнения тревожат и внутренний наш мир. «Эта бессмысленная болтовня в голове не позволяет мне сконцентрироваться». С позиции йоги, этот бесполезный разговор других или наш собственный – своеобразная отвлекающая рябь. То же самое относится к нашим желаниям, сомнениям, страхам, недовольству, ревности, которые извергаются из нашего ума и сознания на поверхность. Мысли, поднимающиеся из нашей памяти, – это своеобразная волна, как сон или грезы. Даже невежество относится к движению в сознании. Мы рассмотрим их позже, но суть в том, что несметное количество разных сил постоянно нарушают спокойствие озера, загрязняя его воды и волнуя поверхность. Так что привести свое озеро в первозданный кристально чистый вид и спокойствие – это огромный труд. Сначала стоит внимательно взглянуть на наше сознание и его составляющие и проанализировать, каким образом они работают вместе.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения