Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Дхарана – концентрация
Дхарана – концентрация
Я перескочил йоговскую технику освобождения разума и представлю ее сейчас, потому что она ведет прямиком к медитации и является техникой очищения эго. Конец путешествия уже не так далеко. Но йога настаивает: иди дальше, еще дальше, удвой свои усилия, отвергни плоды своего прогресса, силы и почести, которые ты накопил. Не сдавайся, ты уже так близок к цели. Йога выражает это чувство и срочности, и одновременно опасности, когда говорит, что те, кто находится на грани просветления, будут искушаемы даже ангелами. Это относится и к христианской традиции. Помните, когда Иисус был уже так близко к цели, темный ангел взял его с собой на гору, с которой видна была вся земля, и предложил власть над нею. Он тоже был бхактом, или великим отрекшимся.Как я уже говорил в первой главе о дхаране (концентрации), дхьяне (медитации) и самадхи (полной погруженности, или блаженстве) – они идут по очереди. И самъяма йога – йога конечной интеграции – замыкает эту цепь. Поскольку дхарана переводится так буквально, мы часто не замечаем, не ценим всей ее важности. Обращать внимание не означает концентрироваться. Истинная концентрация – это непрерывная линия осознанности. Йога учит тому, как воля вкупе с интеллектом и самосознанием может избавить нас от неизбежных колебаний ума и чувств, направленных вовне.
Мы уже говорили ранее, что несмолкающий ум – это совокупность маленьких отвлекающих волн. Концентрация – это одна большая волна. Слейте множество в единое целое и успокойте его для медитации. Множество волн не успокоить. Я уже объяснял, что в асане мы посылаем внимание, являющееся волной, к правому, левому колену, рукам, внутренней части колена и так далее. Постепенно осознанность распространяется на все тело. В этот момент она станет единым целым. Мы объединили разрозненные элементы под контролем потока разума. Это и есть концентрация, или одна мощная волна мысли. Это великое знание, которое мы получили, собрав много маленьких воедино. Ум, который может научиться так концентрироваться, то есть получать единство из многообразия, вполне может рассчитывать на спокойное, медитативное состояние, где даже большая волна концентрации приводит к спокойствию. Этот процесс нельзя обойти. Вы же не можете отсчитать от 99 (множества, разнообразия) до нуля (медитативного состояния), перескочив единицу (концентрацию).
Когда каждый новый уровень изучен, приведен в порядок и поддерживается в должном состоянии, концентрация и осознанность человека автоматически направляются к мириадам уровней, так что на самом деле сознание само по себе равномерно распределяется в теле. Всепроникающее и всеобъемлющее сознание, освещенное потоком интеллекта (субъект) и служащее когнитивным и преобразующим свидетелем ума и тела (объект), – это дхарана , непрерывный поток концентрации, который ведет к высочайшей осознанности. Такая постоянная алертность постепенно создает тотальный саморегулирующийся механизм. Таким образом, практика асан, включающая все элементы нашего бытия, пробуждает, обостряет и развивает интеллект, пока он не станет единым целым с чувствами, памятью, умом и сущностью. В совершенной асане, выполняемой в медитативном состоянии и в постоянном потоке концентрации, сущность обретает должную форму, и степень ее интеграции не поддается сомнению. Асана совершается на саттвическом уровне, где просветленность наполняет всю позу, потому она медитативна. Я не говорю, что я медитирую, вовсе нет. Я практикую асану, но на том уровне, где ее качество становится медитативным. Ощущается полнота сущности – от центра к коже. Ум не вибрирует, разум пробужден скорее в сердце, чем в голове, самость безмолвствует, и сознание жизни переполняет каждую клеточку тела. Вот что я имею в виду, когда говорю о том, что асана открывает весь спектр возможностей для йога.
Комментарии
Отправить комментарий