Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Медитация (дхьяна)

Айенгар

Медитация (дхьяна) 

Я часто говорил, что йога – это медитация, и медитация – это йога. Медитация – это успокоение движений сознания. Она превращает волнующееся море в зеркально ровную гладь. Но это спокойствие не вялое и не инертное. Это глубокое умиротворение, вынашивающее потенциал творения. Вспомните библейскую фразу из Книги Бытия: «И Дух Божий носился над водою». Создавая рябь на поверхности, вы творите все в проявленном мире – от ядерного оружия до симфоний Моцарта. Но йог движется в противоположном направлении – от мира вещей и событий, радостных, болезненных, непостижимых и бесконечных – обратно к точке спокойствия, прежде чем волны опять создадут рябь. Это происходит потому, что он хочет ответить на вопрос «Кто я?» в надежде, получив этот ответ, узнать также, есть ли познаваемый Бог и что стало источником моей жизни?

Кульминация этой главы – это опыт существования и многообразие индивидуальной души. Но сама практика медитации описана только в следующей главе, которая рассказывает о самадхи  (полном поглощении и погружении в океан сущего, или вселенской божественности). Все объяснения этого феномена будут неуместны, ограниченны и искусственны. Йога – это лестница, по которой мы поднимаемся, но это немного отличается от лестницы реальной. Когда вы на седьмой перекладине (дхьяна),  вес вашего тела не на ней, а все еще распределен по предыдущим ступеням, без которых невозможно было бы восхождение. Если какая-нибудь из них сломается, вы упадете. Вы поймете это в седьмой главе, когда рассмотрите этический код, который одновременно является и основой, и пунктом назначения: как говорят по-английски, все проверяется на практике.

В отношении медитации я пурист. Так и должно быть, ведь я йог. Это не значит, что классы медитации не стоит посещать для достижения расслабления и избавления от стресса. Просто, как практикующий йог, я должен сказать правду. Вы не можете медитировать, если находитесь под влиянием стресса и у вас слабое тело. Медитация – это олимпийский финал йоги.

Йоговская медитация – это не вялая дремота или оцепенение, это не коровья безмятежность. Медитация – саттвическое состояние, осознанное и просветленное. Но когда она имеет оттенок вялости или оцепенения, значит, качество инертности, или тамаса, уже коснулось и ее.

Индуцированные колебания, или волны паттернов, действуют как механические стимулы, контролирующие ум. Я уже говорил об успокаивающем влиянии морских волн, могу также сказать о шелестящих на ветру листьях. Регулярные волновые паттерны естественного происхождения действуют седативно на вибрации человеческого мозга, как если вы уставили всю свою комнату часами с маятниками. Они будут более-менее одновременно раскачиваться с небольшой разницей во времени и погружать вас в сон. Но благодаря йоге вы сможете добиться гармонии самостоятельно без симпатической поддержки. Благоприятная сонливость, которую вызывают все эти приспособления, хороша, если вы хотите минимизировать свой стресс на приеме у дантиста, поэтому они включают звуки горных ручьев, колокольчиков и волн на пляже. Они приятны, они нагоняют сон, но не медитацию. Большинство людей думают о медитации так, словно это избавление от стресса или тренировка по остановке мыслей.

Йоговские тексты действительно предлагают использовать некоторые красивые предметы, такие как цветы или лик Бога, в качестве помощи при вхождении в медитативное состояние. Но при этом в них говорится, что внутренние объекты концентрации стоят выше, потому что они несут поток внимания к душе. Таких точек на теле несколько, например, кончик носа.

Я предлагаю сосредоточиться на дыхании. Ничто не проникает глубже дыхания. Вы незамедлительно возразите, что дыхание похоже на волнообразные движения моря – они постоянны, но двигаются, а потому это не слишком подходящий вызов для дхараны . В чем-то вы правы. Но что задерживает дыхание? Паузы между вдохами. Разве остановка дыхания, сила, дающая жизнь, не самая настоящая точка спокойствия? Дыхание движется, а задержка – нет.

Йоговская медитация совершается в одиночестве, а не в группе. Это не одиночество, а уединение, которое может привести к высшему и запредельному уединению. Не стоит путать одиночество и уединение. Одиночество – это значит быть отрезанным от космоса, а уединение – быть общим знаменателем космическому сущему. Сдерживаемое дыхание, воспринимаемое неподвижным глазом дхараны, переносит сознание к центру. Оно останавливает движение мысли. Как писал Патанджали, «йога читта вритти ниродхах» . Йога – это остановка колебаний сознания. Я говорил, что дхарана очищает интеллект. Спокойный ум, по определению, чист.

Подошли ли мы к самой сути? Конец ли это нашего пути? Нет. Остается еще эго, познаваемое «я», выдающее себя за душу. Этот актер покидает сцену последним. Он будет держаться до последнего хлопка аплодисментов. Что может выгнать его со сцены? Только задержка дыхания и тишина.

Как мы уже видели в главе III, есть два типа задержки дыхания – на вдохе и на выдохе. В процессе вдоха «я» поднимается, а дыхание входит. На задержке дыхания «я» охватывает границы тела и образует союз. В этом состоянии вы полностью чувствуете опыт себя, лишенного эго. Но эго всего лишь спит и в любой момент может себя проявить. После выдоха слои существа движутся по направлению к самости. Как только воздух выходит, все слои устремляются вовнутрь. Вот так вы испытываете момент объединения с самостью, когда эго отсутствует и его потенциальная возможность к эгоистичному самовыражению тоже. Вдох – это реализация тотальности существа, которая распространяется от центра к периферии. Это полная реализация воплощенного существа, духа, заключенного в плоти на этой земле. Это ведет к открытию индивидуальной души, привнося осознанность в каждую клеточку тела. От центра существа индивидуальная душа (дживатма)  исполнила предназначение быть рожденной. Это всеобъемлющий опыт – от тонкого до грубого слоя, от внутреннего до внешнего. Если представить себя в виде огромного особняка с сотнями комнат и коридоров, мы, скорее всего, блуждаем из одной комнаты в другую. Мы в нашем уме, в воспоминаниях, в будущем, перемещаемся в желудок, когда едим, и в голову, когда думаем. Мы пробуем всего понемногу, но так до конца и не охватываем все свое достояние. Чтобы это произошло, нужно быть одновременно в каждой комнате особняка, с ярким светом, бьющим из окон.

Что случается во время задержки дыхания на выдохе? У вас не возникает мысли о том, чтобы условиться с собой на какое-то время. Никто же не говорит: «Я задержу дыхание на 30 или 40 секунд». Мыслей нет, они остановились, поэтому задержка спонтанна.

Но остается одна проблема. Откуда идет импульс к задержке с самого начала? Акт воли или решение только подразумеваются, так что этот импульс (прерана)  может исходить только от природы, которая является, по сути, интеллектуальным источником сущности, но только сущности, а не души. Так что эго еще должно присутствовать, в той или иной форме. Можно ли сказать, что дхарана  избавляет нас от несовершенств эго? Получается, так. Точно так же, как остановка мыслей несет чистоту разуму, немотивированная задержка затушевывает эго. Практикующий в итоге чувствует, что он не просто подавляет дыхание: он перестает быть субъектом, исполнителем. Он становится самим  дыханием. Это значит, что на самом высшем уровне медитации через вас дышит космос. Вы пассивны. Отсутствуют эго, персональная воля и сущность. Согласно индуистским понятиям, через вас проявляет себя Создатель Вселенной, Брахман. Вы – проявление его воли и замысла, как законченное полотно талантливого художника. Непреднамеренная задержка дыхания на выдохе открывает завесу времени. Нет ни прошлого, ни будущего, ни чувства проходящего момента. Только присутствие. По отношению к индивидуальной душе мы говорили о полной чаше, здесь же ситуация прямо противоположная. Чаша пуста. Нет сущности, нет эго, нет намерения и желаний. Это божественная пустота вне времени. Это слияние с бесконечным, самадхи , которую мы рассмотрим в следующей главе. Самадхи  – это ощущение, словно через вас что-то проходит. После него следует состояние высшей свободы, которое на санскрите называется кайвалья , это состояние уединения, означающее, что человек погрузился в бесконечное и поэтому его больше не прельщает многообразие внешних проявлений мира.

Сейчас мы рассмотрим, как космос дышит через вас, а не вы вдыхаете его, как объект поглощает субъект, положив конец двойственности. Конец двойственности, рожденный в медитации, – это конец разделениям и конфликтам. Йог остается один.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения