Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Эволюция природы

Айенгар

Эволюция природы 

Стоит отметить, что между теорией эволюции Дарвина и йоговской концепцией нет явного противоречия. Йога верит в существование Бога, но он не представляется ей эдаким кукловодом, одновременно дергающим за триллионы ниточек. Мир, каким мы его знаем, насквозь пропитан вселенской душой, но не управляется ей напрямую. Вот так выглядит картина мира в полном соответствии с концепцией йоги.

Йога считается философией дуальности, поскольку верит в природу с одной стороны, и в душу – с другой. Для нее дух есть дух, Природа есть природа. Они взаимодействуют, но душа – это высшая, неизменная реальность. Природу также стоит воспринимать всерьез, потому что мы ее часть и существуем бок о бок. Оставить ее в стороне, как иллюзию, как это ловко сделали остальные философы, с точки зрения йоги было бы глупо. Но и принять проявленную природу как единственную реальность – вопиющее неведение. Для йога это просто еще одна непокоренная вершина.

Йога представляет источник природы как корень. На санскрите это звучит как мула пракрити . В этом корне соседствуют некие непостоянные, но четкие качества, творческие наклонности или три гуны: масса или инертность (тамас ), динамизм или вибрация (раджас ) и просветление и спокойствие (саттва ). Они существуют в природе в равных пропорциях, но только в потенциальном виде, составляя при этом ее неизменную характеристику. Они меняются. Вечное движение – их судьба.

Они также образуют нечто, но постепенно. Тонкое предшествует плотному, как бы мы сказали, неявное предшествует явному. Вселенский интеллект (махат ), который есть во всех нас, – это первое проявление неявного. От космического интеллекта происходит космическая энергия (прана)  и сознание (читта ), они образуют эго (ахамкара)  или чувство индивидуального «я». Из одного корня образуется дуальность (то есть способность разделять), из двойственности появляется вибрация (пульс появившейся жизни), из вибрации – невидимые проявления, а из невидимого – видимые во всем их великолепном, во всем пугающем разнообразии и многочисленности. Этот конечный продукт – и есть то, чем нам кажется мир – нашей тюрьмой, адом, или раем, а может, даже игровой площадкой. Если мы неверно истолкуем природу, принимая ее за чистую монету, тогда жизнь однозначно станет нашей тюрьмой.

Путь, который современная наука придумала в качестве способа побега из тюрьмы – аналитический. Она готова препарировать все что угодно – будь то лягушка, человеческое тело или атом. Она ищет правды в мелочах. Если вы разберете часы на детали, возможно, вы и разберетесь, как они работают, однако вы не сможете больше сказать мне, который час. Несмотря на то, что йога тоже разбирает человека – на эго, ум, интеллект, – она действует не аналитически. Она синтезирует и интегрирует. Как и наука, она рассматривает, не только с целью понять, но и с намерением преобразовать великолепие природного замысла через отрешение и практику. Другими словами, она хочет достичь «корня» и избавиться от страданий. Ее не обманет внешняя сторона природы, она жаждет постичь ее истинную мотивацию.

Теория, принятая в йоге, разительно отличается от теории Дарвина о естественном отборе, в которой выживание зависит от случайных мутаций генов: за ней не видно направляющей силы. За два столетия до этого Исаак Ньютон придерживался точки зрения йоги: «Порядок, царящий в материальном мире, четко указывает, что за его созданием стоит воля, наделенная интеллектом». Очевидно, это не Творец-кукловод, а присущий природе интеллект, который ищет выхода, чтобы максимально себя проявить. Но не забывайте, что хаос и порядок составляют странный дуэт и результаты их союза непредсказуемы.

Йога сказала бы, что непредсказуемое многообразие исходит из разумной воли и жизненной силы природы (прераны),  которая борется за то, чтобы проявить себя как можно полнее, как актер, который хочет сыграть как можно больше ролей. Для йоги код, скрытый в ДНК, вовсе не является непреложным и определяющим. Он в какой-то степени определяет жизнь, потому что несет информацию о прошлой карме. Но это также природная воля, ищущая свободу через индивидуализацию. К примеру, у плоской рыбы оба глаза на одной стороне головы, и когда она залегает на дно, темная маскировка образуется только на одной стороне тела. Это не результат какой-то мутации, а адекватная реакция рыбы на вызов опасностей этого мира, который побуждает к действию клеточный неосознанный интеллект.

Причина, по которой мы исследуем элементы и их физические аналоги, заключается в том, что мы хотим проникнуть в невидимое сердце природы до того, как оно проявится в деревьях, столах, сари и мотоциклах. За этим стоит наше желание уравновесить гуны, неустойчивые природные качества, которые наделяют ее творческими и преходящими характеристиками. На материальном уровне инертность/масса (тамас ) преобладает, поэтому мы испытываем боль, ударившись ногой о стол. На психо-чувствительном уровне преобладают динамизм (раджас ) и просветленность (саттва), поэтому подготовка к экзамену будет такой волнительной, стыд за совершенный проступок станет страшной пыткой, а хорошо проделанная работа может превратиться в источник небесного умиротворения. Цель йога – достичь состояния гунатита , восстанавливающего баланс гун в их первозданном виде. Вернув их корню природы, он сможет превзойти превратности судьбы. Больше волнения природы его не потревожат.

Это не значит, что он утратит чувствительность. Ранее я упоминал, что не плакал на похоронах жены, но это не значит, что я не испытывал того, что испытывал бы любой другой на моем месте. Йог – обычный человек. На самом деле, благодаря своему состраданию он даже более человечен, чем другие. Однако в трансцендентальной, но алертной медитации он наблюдает за жизнью с высокой горы природы.

К качествам природы (гунам ) раньше относились, как к самому сокровенному эзотерическому знанию, которое не должно быть доступно простым смертным. Я не разделяю этого мнения. Я сам пострадал от этого, когда мой гуру отказал мне в обучении пранаяме. Хотя это непростая тема, для блага широкой публики я хочу предложить следующую аналогию. В каждом явлении присутствуют все три гуны, но всегда в разных пропорциях. И так же как меняются пропорции, так и явления природы рождаются, растут, увядают и погибают. Такая параллель не поддерживается учеными, иллюстрацией чего служит знаменитая формула Эйнштейна E=mc2, где E – энергия (раджас)  m – масса (тамас ) и c – скорость света (саттва ). Энергия, масса и свет всегда переплетены во вселенной. Подтверждением йоговской теории может быть то, что свет (саттва ) по своим характеристикам проявляет себя двояко. Это не частица, но и не волна, его качества меняются в зависимости от метода наблюдения, так что он может считаться либо отдельным фотоном (тамас)  с особым положением, либо волной (раджас ). Даже на таком прозаическом уровне мы учимся наблюдать за непостоянством трех элементов природы.

Этому есть практическое объяснение. Как только от принципов природы отказываются, их потенциал остается нераскрытым, поэтому человек в состоянии самадхи существует , но ничего не делает . Внешняя форма природы сворачивается, как крылья птицы. Если практикующий с недостаточным рвением относится к своим занятиям, почивая на лаврах, законы природы могут устроить ловушку. Многие богоподобные люди пали именно из-за их превратностей.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения