Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Йога как Инволюция

Айенгар

Йога как Инволюция 

Все мы хотим развиваться и самосовершенствоваться. Мы думаем об этом как о личной эволюции, как будто мы расправляем крылья. Но истинное йоговское Путешествие – это инволюция, это равносильно тому, чтобы, наоборот, сложить крылья или вернуться к началу повествования. Если эволюция – это подготовка к йоге (намерение объединиться с душой), то инволюция – это истинная йога (само объединение). Мы боремся против грубой материи внешнего мира ради тонкого сердца природы, как лосось, который возвращается к месту смерти и возрождения. Проявленная сила приветствует наше Путешествие, хотя порой кажется, что она создает препятствия. Так что нам нужно делать все от нас зависящее через практику асан и пресечение наших саморазрушительных привычек, таких как курение и переедание. Мы также взываем к воле (не к эго, а к нашей природной жизненной сущности) для помощи нашей борьбе. Мы взываем к божественной помощи, в акте смирения и самоотречения. Сочетание этих трех составляющих и делает наше Путешествие возможным. Давайте рассмотрим два примера, иллюстрирующих мои слова. Представьте себе человека, едва сводящего концы с концами, у которого безвыходная ситуация с работой. Он подавлен, встревожен, разочарован и срывает свое раздражение на жене и детях. Просвета не видно, и по пятницам он ищет утешение в бутылке, убегая от себя. Что он может поделать? Как быть? Он пытается заставить себя бросить пить, и это уже маленькая победа, но что ему делать со своими сбережениями?

Он вполне может пойти и купить себе парочку лотерейных билетов. Шансы у него невелики, потому что, во-первых, он поведет себя как человек слабый (это его эго просит у Бога победу, и его собственной воле негде развернуться). Конечно, покупая билет, он все же совершает небольшое усилие, но как-то практически повлиять на исход лотереи он не в силах. Единственное, что он может, это не потерять билет. Все составляющие слабы – его отношения с Богом, его природные жизненные силы и его практическое действие. Слабая фантазия, неважные связи.

Но, предположим, он поступит иначе. Он потратит свои скудные сбережения на вечерние курсы повышения квалификации. С точки зрения этики, таким образом он борется за улучшение своих отношений в семье, принимая тот факт, что, чья бы это ни была вина, решение проблемы лежит в его руках. Своими усилиями он совершает очистительный процесс. Он со смиренным сердцем просит Господа помочь ему найти лучшую работу, которая поможет ему продержаться. Ничего не происходит. Но время идет, и экономическая ситуация улучшается. Его новые способности оценивают на работе, начальник отмечает его зрелость. После повышения на службе у него появляются перспективы. Напряжение дома спадает на всех уровнях. Это не сказка. Наш герой просто верно просчитал все связи и проявил упорство и терпение (тапас) , физическую силу (шакти ), желание учиться (свадхьяйя ), интеллектуальные способности (юкти ) и приверженность избранному пути (бхакти).  Его внешняя перемена – всего лишь проявление глубокой внутренней трансформации. Он сумел привести природу и душу в гармонию, и результатом стало то, что мы называем гармонией и счастьем.

Вы, должно быть, будете удивлены, что я пользуюсь вполне мирскими примерами в главе про самадхи,  но не забывайте, что именно восемь лепестков формируют лотос йоги. Возможно, для этого человека его самадхи  стала стоящая карьера и счастливая семейная жизнь. Точно так же тот практикующий высочайшего уровня, который не обращает внимания на первые два лепестка этической базы, упадет. Многие люди относятся к духовному пути так, словно это лотерея. Они надеются, что какое-то озарение, учитель, новый метод станут тем лотерейным билетом, который позволит им пережить просветление. В йоге это неприемлемо, ведь знание и усилия находятся внутри вас самих. Это ни много ни мало обуздание нашего тела, дыхания, ума и сердца.

Самадхи  – величайший дар божественности, но пытаемся ли мы стать его достойными? Мы должны вернуться к тонкой всепроникающей энергии космоса (пране ), то есть к дыханию. Как я уже говорил, это первый шаг, чтобы приобщиться к космическому интеллекту. Слово «дыхание» неспособно отразить весь размах, все его возможности действовать как посланник богов. Согласно Упанишадам, это принцип сознания и жизни. Оно даже уравнивается с душой. Это дыхание жизни во всех космических проявлениях, неважно, дышат ли они физически, или нет. Все живое рождается с ним, живет с ним, и когда умирает, его индивидуальное дыхание растворяется в космическом. Перечитайте это предложение – разве от него не захватывает дух? Это спасение, но не индивидуальное выживание, о котором мечтает эго, однако все же выживание и бессмертие. Наше дыхание возвращается к космическому ветру. На древнем иврите в Библии говорится то же самое: индивидуальное «руах» (дыхание, дух), произносится так же, как и космическое «руах» (дух, ветер). Дух, который «носился над водой».

Поскольку прана  порождается космическим интеллектом, она обладает памятью, которую никогда не остановить и не разрушить. Я приводил сравнение с лососем, который стремится назад к потоку, из которого вышел, потому что мы поступаем так же. Тем не менее поток, похоже, отчаянно сопротивляется нам и чинит препятствия. Прана  же наделяет нас сверкающим хвостом и плавниками, которые помогут нам проскочить через поток. Она больше, чем все остальное в природе, привлечена к истоку, точно так же, как индивидуальная душа стремится объединиться с универсальным источником.

Я был очень тронут и заинтересован, услышав скромное признание от великого астронома из Кембриджа, Стивена Хокинга, о том, что он изменил свое мнение по поводу одного факта. Ранее он считал, что все, оказавшееся в черной дыре, никогда не выйдет, даже свет, поскольку сила притяжения очень велика. Теперь он обнаружил свидетельства того, что кое-какая «информация» все же оттуда ускользает. Прана  – это проводник космического интеллекта, своего рода информация, если хотите, так что теперь профессор Хокинг мыслит вполне йоговскими категориями. Прана  – это одновременно бытие (сат)  и небытие (асат ). Это источник знания, и ни в какой из точек вселенной она не может отсутствовать или поглотиться полностью. Помните, что у знания есть исток, но нет границ. Черная дыра – это небытие, но однажды даже она возродится к жизни. Прана для нас остается настоящим парадоксом, она самая существенная, реальная и повсеместно распространенная часть нашей жизни, но в то же время самая загадочная. Как смириться с этим фактом в своей практике? Как соотнести теорию профессора Хокинга относительно макрокосма со своим микрокосмом?

Когда в глубочайшей медитации мы задерживаем дыхание, спонтанно, словно по божественному велению, мы входим в черную дыру, пучину небытия, пустоту. Но как-то мы все же выживаем. Занавес времени, который неизбежно несет смерть, на этот раз приоткрывается. Это состояние небытия при жизни. Свобода от прошлого и будущего. Больше нет ни медитирующего, ни дыхания, ни сущности. Что выходит из черной дыры? Информация. Что есть информация? Истина. Что есть истина? Самадхи .

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Боль: найти удобство даже в дискомфорте