Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Глава V Мудрость: тело ума (виджняна)

Айенгар

Глава V

Мудрость: тело ума (виджняна)

Эта глава в основном рассматривает четвертый слой нашего существа – тело ума (виджнянамайя кошу),  чей пористый внешний слой лежит как раз на границе с ментальным телом и с ним смешивается. И если ум ведет к мыслям, то интеллект – к разуму и, наконец, к высшей мудрости. Йога разделяет эти разные части сознания, а также сопровождающие их отклонения (вритти ), так чтобы мы могли задать направление своему путешествию и в итоге изменить себя. Таким образом, мы обнаруживаем, что вполне способны отказаться от мороженого или все-таки съесть его, но в разумных количествах. Мы быстрее развиваем благоразумное различение, которое вкупе с самоконтролем помогает нам пуститься в плавание по неизведанным водам.

На внутренней границе четвертого слоя лежит открытие индивидуальной души (дживатмы ), этой искорки божественного, которая находится у всех нас в божественном теле. Между двумя этими границами – углубления самопознания и культуры нашего высшего интеллекта – есть чистое озарение. Тут мы подходим к кульминации исследования существа индивида.

Этого можно добиться, только избавившись от недостатков интеллекта и подчинив неутомимое эго, которое всегда остается всего лишь подобием «я», ненадежным и хитрым. Инструменты, предлагаемые йогой, облегчат этот этап пути. Это шестой и седьмой лепесток йоги, концентрация (дхарана)  и медитация (дхьяна).  Все остальные, от асаны до пратьяхары,  мы уже рассмотрели, но и они будут всегда в поле нашего зрения, потому что великие достижения духа во многом зависят именно от них. Например, для того, чтобы медитировать, вам придется сесть в асану, более того, вам также придется отрешить свои чувства и ум от внешнего мира и направить высвобожденную энергию внутрь (пратьяхара) . Пропустить основы – это то же самое, что усесться на самое высокое дерево и пилить сук, на котором сидите. Содержание этой главы во многом более тонкое, но не сложное. На самом деле, даже асану и пранаяму бывает труднее описать обычными словами, чем такие понятия, как эго, озарение и двойственность. Затруднение в том, что осознавание этих материй не случается у нас каждый день, поэтому они могут показаться абстрактными. Но это не так, они вполне реальны. Однако усилие воображения и интеллекта понадобятся нам, чтобы их разыскать и встретиться с ними лицом к лицу.

Позвольте привести следующую аналогию. Оболочке интеллекта соответствует стихия воздуха, а прикосновение – тонкое воплощение, или двойник воздуха в нашей системе теории эволюции. Используя наше воображение, попробуем представить, почему это так и как это можно объяснить. Изо дня в день мы буквально купаемся в воздухе, он пронизывает все наше тело, как вода – тело рыбы. Воздух всегда к нам прикасается, как внутри, так и снаружи, деликатно и сердечно. Разве мы не говорим о каком-то волнующем переживании, книге, симфонии или особенной встрече: «Это меня очень тронуло»? И прикосновение, и воздух могут добраться до самой глубины. И точно так же, как воздух проникает и окружает каждый аспект нашего существа и нашей жизни, точно так же должен делать и интеллект. Давайте посмотрим, как это происходит.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения