Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Исследование разума

Айенгар

Исследование разума

У каждого из нас есть индивидуальный разум (буддхи ). Это самоотражающая осознанность, способная делать значимые и ведущие к свободе выборы, о которых шла речь в предыдущей главе. Его не стоит путать с видьей  или информацией, получаемой из внешних источников. Разум, основанный на нашем субъективном опыте, – это, несомненно, внутреннее знание.

В этой главе мы начнем понимать, что наш индивидуальный разум, являясь нашим основным рулем, составляет всего лишь крохотное ответвление космического интеллекта (махата ), организующей силы вселенной. Он вездесущ, и мы постоянно его впитываем, как и воздух. Но, разумеется, мы всегда ставим барьер, потому что очень гордимся своим собственным разумом. А следовательно, мы сами лишаем себя этого бесконечного, универсального питающего ресурса, точно так же как лишаем себя пранической энергии из-за неверного дыхания. Мы видели, что дыхание и сознание идут рука об руку, точно так же, как индивидуальный и космический разум. Разум – основная управляющая сила космической осознанности.

Когда мы едим латук, каждый его лепесток выражает красоту и сложность космического разума, который его создал, так что мы в какой-то степени приобщаемся к нему, отправляя листья в рот. То же происходит с каждым сочным плодом, с каждым прекрасным зерном риса. На биологическом уровне мы разоряем природу, но на уровне разума и сознания мы взаимодействуем с ними в священном ритуале, поскольку разум, который организовал и создал их форму, постарался и над нами.

Так что эта глава в основном о том, как двигаться за пределы разделения. Она – о расширения границ разума и расширении сознания, чтобы барьер между моим  разумом и моим  сознанием начал растворяться. Этим мы кладем конец одиночеству. Это настоящее растворение, слияние, скорее даже взаимопроникновение, потому что мы обмениваемся энергией с богатейшими космическими ресурсами. Обычный разум называют инстинктивным, а высший разум – озарением или интуицией. Он преодолевает все барьеры. Тюрьма различий скоро не сможет больше нас удерживать. Стремительный рост силы универсальности разрушит ее стены. Как мы вскоре увидим, процесс этот увенчает медитация, когда двойственность, наконец, уступит единству. Нет больше тебя и меня , этого и того, субъекта и объекта. На этом этапе индивид чувствует тотальность своего бытия, каждая клеточка вовлечена в цельное единство, которое приносит видение индивидуальной души.

ПОЗВОЛЬТЕ ПРИВЕСТИ СЛОВА ЙОГИНА  из третьей сутры Патанджали: «Какой бы предстала перед нами реальность, если бы наш ум мог хоть на мгновение успокоить свои волны?» Была бы она неосознанной или, наоборот, поднялась над  сознанием? Ответ на этот вопрос может быть получен не иначе, как в личной практике, поэтому к медитации можно подготовить, но невозможно ей научить. Вы можете сделать все необходимое, но она наступит тогда, когда наступит. Легче три пролета тащить пианино вверх по лестнице, чем заставить лихорадочный ум человека замолчать. Вы можете натренировать его быть внимательным и отслеживать все, что нарушает ваше спокойствие. Поэтому йога столько времени уделяет тому, чтобы определить негативное и нежелательное, потому что оно разрушает спокойное равновесие ума. Теперь нужно исследовать природу сознания с точки зрения разума.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения