Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Глава VI Блаженство: тело блаженства (ананда)

Айенгар

Глава VI 

Блаженство: тело блаженства (ананда) 

Наше Путешествие вовнутрь теперь отнесло нас в самый глубинный центр нашей сущности, к телу божественности, блаженства (анандамайа коша ), которое находится внутри у каждого. Здесь живет наша душа, и здесь же мы можем почувствовать универсальное единство, охватывающее всех нас. Прежде чем нам станет доступно понимание универсальной души, нам придется понять свою собственную, а для этого нужно изучить все, что затмевает нашу истинную сущность, особенно наше хитрое псевдо-я, которое меняет тысячи личин, только чтобы нас отвлечь.

«Кто я»? – вот главный вопрос, существовавший в умах людей испокон веков. По традиции на него имелся какой-то ответ, в зависимости от места, занимаемого в обществе, – священника, воина, торговца, слуги, плотника, жены, матери, – но и более глубокий смысл всегда стоял за этим вопросом. В любом случае, никто не может быть только матерью или только бизнесменом всю свою жизнь, постоянно. Все это лишь временные состояния. Даже если вы скажете, что вы мужчина или женщина, это не отразит сути. Раньше вы были, например, ребенком, и к тому же, какое значение ваша половая принадлежность имеет во сне?

Вы на самом деле говорите «я это я», что также непонятно. Под словом «я» мы подразумеваем ту малую частицу себя, которая находится в центре нашего восприятия, действий, чувств, мыслей и воспоминаний. Это часто называется эгоистической частью себя. Но если все, что мы можем сказать, это «я это я», и все видят, что это так, тогда логически мы должны всегда быть одинаковыми, что даже с виду и фактически не так. Так, чтобы объяснить различия и определить это «я», мы увязываем его с какими-то атрибутами и характеристиками, описывающими на примерах, что значит «я». Для богача это будет «я и моя собственность», для политика «я и моя власть», хронический инвалид скажет «я и моя болезнь», атлет – «я и мое тело», кинозвезда – «я и моя красота», профессор – «я и мои мозги», и наконец, неудовлетворенный, озлобленный человек – «я и мой гнев». Добавляя такие мозаичные атрибуты нашему «я», мы описываем не только себя, именно так мы чаще всего видим других. Суть в том, что все эти качества весьма опосредованно относятся к истинному «я», таким оно проявляет себя только во взаимодействии с окружением.

Очевидно, остается только один ответ на этот вопрос. Я – это человеческое существо. Но чтобы это имело какую-то ценность, стоит спросить, а что вообще значит «человеческое существо»? Этим как раз занимается йога. Точкой отсчета йоговского исследования, лежащего в основе практики, является вопрос «кто мы?». Каждая асана скрывает в себе этот вопрос. Через асану практикующий отбрасывает все лишнее и оставляет только душу. Идеальная асана – истинное воплощение выражения «я – есть то, то – есть Бог». Это можно в полной мере прочувствовать, если асана выполняется в рамках физической силы (шакти) , интеллектуального мастерства (юкти ), приверженности и набожности (бхакти).

Поэтому давайте сразу снова пройдемся по всем составляющим нашего существа – телу, дыханию, энергии, болезни, здоровью, мозгу, гневу, гордыне, власти и собственничеству. Кроме того, нужно исследовать это загадочное «я», всегда присутствующее, но невидимое на любой фотографии и в зеркале.

Это самое «я» часто становится источником нашего беспокойства. Оно находится в нашем теле, но, как известно, тело бренно, мозг умирает, сердце перестает биться, легкие – дышать, чувства – что-то испытывать. Разве «я» не исчезает с ними? Эти сомнения вселяют в нас тревогу. Если наша личность эфемерна, преходяща, о каком постоянстве может идти речь? Почва просто уходит из-под ног. Сама эта наша неуверенность по своей природе ядовита. Йога считает, что корень любой болезни – наши печали и боль, через которую мы проходим только потому, что не знаем о пуруше  (универсальной душе). Не зная истинной природы своего существа, мы определяем себя в соответствии с аспектами естественного мира, находящегося в постоянном движении. Определяя себя, мы ссылаемся на аспекты сознания внутреннего тела – эго. Есть большая разница между тем, чтобы принимать эго как необходимого союзника, нашего представителя в этом мире, и путать его с нашим истинным «я». Если мы попадаем под влияние этой имитации эго, то неизбежно становимся заложниками волнений внешнего мира, так называемых грехов, несчастий, эмоциональных потрясений, препятствий. Неизбежно, потому что наше эго-сознание – часть этого голодного, страждущего, ненасытного безумного мира. Другими словами, у нас нет твердой базы. Мы хотим бессмертия. Сердце подсказывает нам, что мы и так бессмертны. Но мы всего этого лишаемся только потому, что принимаем за бессмертие все бренное и преходящее.

Когда мы впервые задали этот вопрос – «кто я?», мы свято верили, что откроем для себя вечную единицу, стоящую за гранью атрибутов, истинное «я», которому не грозит смертность тела, и оно неизменно и вечно. Потому йога изучает всю совокупность нашего существа, каждый слой нашего тела по направлению к центру, сортирует, проверяет, наблюдает, пробует, анализирует и классифицирует до составления полной карты человека. Древние йоги и философы систематически проделывали эту процедуру, пока не нашли, наконец, свет, который искали, – вечную, неизменную часть нас, которая не задается вопросом «кто я?». Их дар нам заключается в том знании, техниках и картах, которые они нам оставили, чтобы мы тоже могли ответить на свой вопрос, потому что никому другому это не под силу. В этой главе мы исследуем природу этого вечного, неизменного «я», но для этого придется разобраться с пятью корнями страданий, которые затемняют наше понимание и причиняют нам столько несчастий.

Древние йоги пытались выработать план, согласно которому любой человек, самостоятельно или с чьей-то помощью, мог бы прогрессировать в своей эволюции. Мудрецы, естественно, спрашивали себя: «Почему же все идет не так, как нужно? Почему все происходит наперекосяк, несмотря на наши благие намерения? Почему мы навсегда запрограммировали подрывать собственные же чаяния?» Это исследование подвело их к пяти корням страданий, которые всем нам хорошо знакомы.

Комментарии

Поделиться:



Популярное