Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Глава VII Жизнь в Свободе

Айенгар

Глава VII

Жизнь в Свободе

Многие из нас думают о свободе, как о поисках счастья. Разумеется, как продемонстрировал нам Ганди-джи, политическая свобода крайне необходима, потому что она позволяет нам раскрыть свой потенциал и управлять своей жизнью. То же самое относится и к экономической свободе, потому что тяжело думать о духовности, находясь за чертой бедности. Но самое главное – это свобода духовная. Она требует большего самоконтроля и способности направлять свою жизнь в верное русло. Это наивысшая свобода, единение нашей Индивидуальной души с Универсальной, по мере того, как мы отказываемся от желаний для высшей цели и высшего знания воли Абсолюта в нашей жизни.

Последняя глава о Жизни в Свободе соответствует четвертой и последней главе великого труда Патанджали. Он назвал ее Кайвалья Пада  – Глава о Свободе. Он начинает книгу с рассказа о самадхи и подступается к основам только во второй главе, показывая, как сделать первые шаги внутреннего путешествия через слои бытия. В третьей главе автор знакомит нас с расцветом йоги, но предупреждает об опасностях, поджидающих нас на пути, если мы поддадимся соблазнам растущей силы. Последняя глава наиболее лирична и красива, в ней нам предстоит смаковать плоды достигнутого, но в то же время Патанджали хочет, чтобы мы твердо стояли обеими ногами на земле.

Самадхи, убеждает он нас, – это опыт, за который стоит побороться, ибо он очистит и трансформирует нас. Но что же дальше? Самадхи – такое состояние, в котором вы не можете действовать. Вы не можете побежать за автобусом: в состоянии Единения как вы узнаете, какой из них ваш? Самадхи меняет практикующего навсегда, но ему все равно придется каждое утро вставать, завтракать и отвечать на письма. Природу не удастся изжить. Истинный йог просто познает суть взаимоотношений Космической Души и Природы. Обыкновенные люди говорят: «Я проживаю свою жизнь». Йог же отдает себе отчет в том, что это космическое дыхание живет через него, и замечает его в других. Его всепроникающее провидение угадывает суть за каждой внешностью, ибо сущность всегда важнее проявления.

Кайвалья  – это одновременно и свобода, и уединение, но оно прекрасно, как простое число, которое невозможно разделить. Йог испытал свободу, которая исходит из понимания, что жизнь не имеет ничего общего с увековечиванием нашего смертного «я» в теле. Ему представилась возможность познать бессмертное «Я», прежде чем все преходящее исчезнет, а исчезнет оно непременно, словно старая змеиная кожа.

Реализовавший свой потенциал йог продолжает свою обычную деятельность в миру, но так, чтобы по-прежнему оставаться свободным – от личностной мотивации и желания получать вознаграждение или эффект от своих действий. Йог ни в чем не заинтересован, но полон сострадания к другим. Он в миру, но он не от мира сего . Над ним не довлеет закон причинно-следственных связей, действия и противодействия. Позднее мы рассмотрим, какую роль в этом во всем играет время, вернее, свобода от иллюзии времени, привязывающей нас то к прошлому, то к будущему, и нарушающая тем самым великолепие настоящего момента.

Вызов для духовно свободного человека – это жизнь в соответствии с пятью требованиями: смелостью, энергичностью, правильной и полезной памятью, осознанностью в настоящем моменте и полным погружением во все, что вы делаете. Духовная зрелость означает отсутствие пропасти между мыслью и действием, ее сопровождающим. Если между ними есть расхождение, то человек попросту обманывается и выставляет себя перед окружающими в неверном свете. Когда меня просят продемонстрировать что-то перед аудиторией, в определенной степени в этом присутствует гордость артиста, но когда я делаю это один, я произвожу те же действия со скромностью и преданностью. Духовным может считаться тот человек, который может удержать неизбежный эгоизм от проникновения в свою жизнь и свою деятельность. В этом состоянии, независимо от ума, интеллекта и сознания, он идет от просветленной мудрости к праведной жизни. Он живет от сердца в истине и выражает ее в словах.

Духовный человек со своим знанием и мудростью воспринимает разницу между собой и другими, но никогда не забывает о том, что по своей глубинной сути все люди одинаковы. Несмотря на тонкое и глубочайшее свое понимание происходящего вокруг, несмотря на кажущуюся экзальтированность, он твердо стоит ногами на земле. Он практичен и часто сталкивается с обычными мирскими проблемами.

Свободный человек – это новатор: он открыт, порой даже революционно настроен, как и я в своей практике, но в то же время он привержен традициям через культурное наследие. Йог всегда основывается на собственном опыте и открытиях, сделанных во время своей практики. Но он должен также быть весьма восприимчив ко всем тонким открытиям, которые всплывают во время садханы, и использовать их в дальнейшем для своего развития. Пока он придерживается традиционной этики, священных текстов, писаний, он сам себе хозяин, как свободный человек. Под свободным я подразумеваю адепта, который следовал пути отрешенно и неукоснительно – это и есть необусловленная свобода кайвальи.

Рядовому практикующему стоит помнить, что обучение жизни в свободе станет прогрессивным процессом, потому что мы освободимся от привычек тела, ума и эмоций. Пока мы набираемся мастерства, мы должны также учиться этично пользоваться возрастающей силой.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения