Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Сила

Айенгар

Сила 

Авторитет несет за собой силу, но в ней должна царить практика отрешенности, предотвращающая возможные злоупотребления. Сила психологического озарения, которую получает йог, его возможность читать людей – все это должно быть направлено на помощь другим и его собственное развитие. В периодической литературе часто встречается выражение: «Знание – сила». В нем имплицитно заложена мысль о власти над другими, в то время как знание йога направлено вовнутрь и дает ему власть над собой. Вместе с различением и состраданием эта власть может быть нацелена на сотворение добра в мире. Знание, основанное на остроте ментального ума, и лишенное этих качеств, может отягчаться непредвиденными последствиями. Западный Фауст, как вы помните, продал душу Дьяволу за знание. Умный человек волен распоряжаться своим знанием для того, чтобы изобрести прививку от малярии или, наоборот, придумать новый вид язвы для биологической войны. Налицо сила ума, опьяненная собой. Патанджали называл случайные силы, которые накапливаются у йога, сиддхами.  Он был неумолим в своем предостережении против злоупотребления этой мощью. Он говорил, что их нужно воспринимать как знак того, что мы находимся на верном пути, но продолжать их игнорировать, иначе они превратятся в ловушки, которые поглотят нас в высокомерии и тщеславии.

Йог по определению не должен так себя отравлять. Он может совершать незначительные, на первый взгляд, вещи, но делать это в подходящем месте и в подходящее время, и в совокупности эффект от них возымеет свою силу. И поскольку действия йога основываются на примере, а не на восприятии или суждении, эффект этот будет увеличиваться, как снежный ком, ведь его действиям также будет кто-то подражать. Подобное искреннее действие, лишенное корыстного интереса, выражается библейским высказыванием: «Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой». Каждое действие – прекрасный и скромный акт, на который можно равняться. Даже руководствуясь благими намерениями, хорошие люди не знают, к чему это может привести в конечном счете. Открытие пенициллина спасло сотни тысяч жизней, вылечило людей, страдающих, например, от венерических болезней. Но мы все равно даже сейчас знаем, что сексуальная распущенность может повлечь за собой непредсказуемые последствия, и я говорю вовсе не о моральной стороне вопроса. То, что мы считаем хорошим, в мире причинно-следственных связей может неожиданно превратиться в плохое. Свободный человек, с другой стороны, хотя и живет в таком мире, привык поступать весьма осторожно и легко ступать по этой земле.

Ум сам по себе может действовать как центробежная сила, которая вдруг разгоняется и сбивается с намеченного пути. Йоговское знание наоборот – сила центростремительная, которая вечно избавляется от ненужного во имя поиска центра существа, где сокрыта вечная истина. Интеллект йога не увеличивается до бесконечности, он действует подобно скальпелю хирурга, отсекая все искусственное, чтобы проявилось все вечное и истинное. Это подводит нас к необходимости изучить самую сложную асану, причем в таком масштабе, который не укладывается в сознании человечества. Это время.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения