Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Линза Сознания

Айенгар

Линза Сознания

«Хатха-йога » переводится с санскрита как «солнце» (ха)  и «луна» (тха),  где под солнцем подразумевается душа, а под луной – сознание. Сознание можно сравнить с линзой. Его внутренняя поверхность обращена к солнцу, а внешняя входит в контакт с миром. Неизбежно грязь липнет к внешней поверхности, искажая картину. Она не только не позволяет нам увидеть мир таким, какой он есть, но и не позволяет солнечному свету светить сквозь нее. Если у нас дома мрачно из-за грязных окон, мы же не обвиняем в этом солнце, мы просто их моем. Чистота при этом не самоцель. Когда индийская женщина совершает омовение и читает молитвы перед приготовлением еды, она очищает себя не просто ради чистоты, а для того, чтобы убедиться, что ее намерения переданы верно, а не в искаженном и темном виде. Любящее намерение, стоящее за приготовлением еды, – это питать, поддержать и придать другим сил. Это намерение лучше всего будет передано через чистое сознание. Чистое тело, чистое сознание, чистые руки, чистые горшки и кастрюли – залог здоровой, счастливой и любящей семьи.

То, что представляет собой и что делает ум, умрет вместе с нами. Но сознание – это тот аспект ума, та оболочка непрерывной осознанности, которое не умрет, неважно, верим ли мы в перерождение и будет ли нести отпечаток прошлого потенциальное будущее, хорошо это или плохо. Память для прошлого – воображение для будущего. Подавленные этой парочкой, мы теряем способность управлять восприятием того, что происходит сейчас, то есть настоящим.

Это ведет к необходимости изучить природу сознания с другого угла, не только с точки зрения загрязняющего вмешательства корней страданий (клеш),  что мы и будем рассматривать в этой главе, но с точки зрения пяти естественных уровней или разновидностей сознания, которыми все мы обладаем, но обычно принимаем их как должное. Йога учит, что они могут многому нас научить, поскольку они тоже представляют собой шаблоны мыслей, которые влияют на ум и его способность видеть вещи объективно. Если читателя пугает это изучение мириад мыслей, которые создают рябь на озере сознания, позвольте мне отослать вас ко второй сутре Патанджали о том, что «йога – это успокоение колебаний сознания». Почему? Потому что йога – это медитация, и эта глава подробно расскажет вам об искусстве концентрации и медитации. Взволнованный ум не сможет медитировать, поэтому нам нужно распознать и успокоить все тревожащие нас паттерны. Сознание должно быть алертным и пассивным – не таким спокойным, как корова, удовлетворенная своей жвачкой, но бдительным и восприимчивым, как дикий олень в лесу, с той только разницей, что его чувства обращены вовне, а чувства йога, такие же острые – вовнутрь. Это интеллект, умноженный на осознанность, готов войти в королевство непознанного. Но пока наше сознание не алертно, нам нужно изучить все вариации ума, которые не позволяют достичь этой остроты.

Комментарии

Поделиться:



Популярное