Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Изъяны разума
Изъяны разума
Весь образовательный уклон йоги сводится к тому, чтобы все в нашей жизни было правильно. Но мы же знаем, например, что даже идеальное на вид яблоко иногда незаметно подтачивается червяком изнутри. Йога учит нас, как распознать и избавиться от червяка, чтобы все яблоко от шкурки до сердцевины было прекрасным и здоровым. Поэтому, как и остальные духовные философии, она больше всего внимания уделяет именно негативному аспекту – как побороть желания, слабости, дисбаланс и изъяны. Она пытается поймать червя до того, как он испортит все яблоко. Это не битва плохого с хорошим. Для червей естественно подтачивать плод, но мы не желаем быть этим испорченным яблоком. Так что йога настаивает на очень подробном изучении с научным подходом: что может пойти не так, почему и как это остановить.Проникнуть на четвертый уровень бытия – это значительное достижение, но я оказал бы медвежью услугу читателю, не предупредив его о возможных опасностях, таящихся за любым таким достижением. Самая очевидная из них – гордость, исходящая не из удовлетворения работой, а из чувства превосходства.
Наваждение современного общества – это принимать человека по одежке, внешности. Мы не спрашиваем себя: «Каков я на самом деле?», а интересуемся: «Как я выгляжу в глазах других?». Это уже не вопрос «что я говорю?», а «как это звучит?».
Некоторые люди чисто внешне превосходно исполняют асаны, они довольны этим, они удовлетворены собой, и возможно, им даже хорошо платят за их труды. В молодости, когда я боролся за кусок хлеба и пытался повысить статус йоги в глазах общества, то всегда пытался представить каждую асану в наилучшем виде, это правда. Симметрично и в верной последовательности, чтобы на примере своего тела показать всю красоту и эстетику йоги. Когда этого требовали обстоятельства, я был настоящим артистом. Это было мое служение искусству йоги. Но в собственной практике я этой идее не следовал. Я был озадачен только тем, как мне узнать побольше, бросить вызов и измениться изнутри. Это действительно внутреннее Путешествие, эволюция через инволюцию к душе, которая жаждет поглотить вас в своем великолепии.
Вам нужен хороший проводник, чтобы вы не навредили себе, не получили растяжения. Я знаю, о чем говорю, потому что у меня самого в начале не все было гладко. Но когда йога нацелена только на внешние проявления, это не йога вовсе. Такое отношение к ней испортит даже тот характер, который у вас был. На уроке, если при виде остальных у вас появится гордость со своим неизменным спутником, уверенностью и чувством превосходства, признайте их и поскорее избавьтесь.
Конечно, от жизни можно получить много удовольствия и удовлетворения. Патанджали отметил, что правильное достижение удовольствия – важная составляющая не только жизни, но и освобождения, но он также предупреждал, что неправильное взаимодействие с природой (когда корни страданий – клеша – все еще правят бал) может привести вас в замешательство и подтолкнуть к саморазрушению. Получить удовольствие – значит в той же мере получить боль, которая не заставит себя долго ждать. Мы можем смело считать, что идем по скользкой дорожке, если внешность оказывается для нас важнее, чем содержание.
Достижения интеллекта также таят в себе некоторые ловушки, которые еще труднее распознать, чем западню наших чувств. Мы просто слишком торопимся смириться: «Я не могу бороться со своей страстью к шоколаду». Кто из нас честно признается, что упустил бы шанс ударить коллегу ножом в спину ради повышения? Мы страшимся такого самопознания, потому что интуитивно чувствуем, что это безобразие лежит недалеко от души.
Большинство из нас в зрелом возрасте – с помощью йоги или нет – старается изо дня в день следовать каким-то предписаниям, соответствовать «хорошему» поведению, опасается последствий от «плохого». Нельзя сказать, что это решение проблемы, но, по крайней мере, это сносный подход. Контроль над желаниями должен превратиться в постоянный неукоснительный процесс.
Яма и нияма (этический код) помогают нам в этом благоразумном сдерживании желаний и порывов. Асана очищает тело, пранаяма начинает направлять наше сознание (читту ) от желаний к благоразумной осознанности (праджне ). На стадии пратьяхары мы учимся направлять поток, который течет от ума к чувствам, чтобы последний мог направить всю энергию внутрь. Дхарана (концентрация) несет интеллекту (буддхи) чистоту, а дхьяна (медитация) уничтожает пятна эго.
Концентрация несет разуму желанную чистоту. Вы можете возразить: из этой книги следует, что разум и так чист по своей природе, на нем не может быть следов прошлого. Это может быть справедливо, если вы только начали взбираться на самые низкие склоны горы под названием «йога». Восхождение к величественному разуму – предел ваших мечтаний. Но вот мы и добрались до уровня интеллектуального слоя, виджнянамайи коши , однако напомню, что пять корней несчастий (клеша) пятнают все слои нашего существа, кроме души. Мы отполировали, усовершенствовали и развили свой разум. Мы обнаружили его способность к различению и совершению выбора, а также его возможность значительно приблизить нас к свободе. Необусловленный, чистый и возвышенный разум очень близок к душе. Поэтому я привожу следующее предупреждение из «Бхагавадгиты» (3.38): «Как огонь скрыт дымом, как зеркало покрыто пылью, как зародыш скрыт во чреве матери, так и живое существо в различной степени покрыто вожделением», то есть даже интеллект обволакивается несовершенствами, которые нужно отсеивать и оставлять только бриллианты.
Высший разум приносит дары силы, а все мы знаем, что власть развращает. Когда интеллект портится силой, он приносит несчастья нам и всему остальному миру. Его несовершенства проявляются либо в чистом виде, либо под предлогом каких-то смешанных мотивов, эгоистической мотивации, гордыни, амбиций, лицемерия, расчета и высокомерия. Эти несовершенства порождаются волевыми аспектами интеллекта (воли, желания и намерения), а не когнитивной и мыслящей стороной. Они содержат инстинктивный биологический изъян: «Что здесь мое и для меня ?» – и выражаются в пренебрежительном отношении к другим: «Я прав, а вы нет».
Мы говорили о том, что интеллект, опираясь на память, вполне может влиять на последствия. Но мотивация его действий по большей части отравлена ядом эго. Чтобы увидеть его недостатки, просто купите шесть разных газет за один день или посмотрите шесть разных каналов. Заметьте, что об одном и том же событии вам будут рассказывать по-разному. Это может быть и неверное восприятие, но больше похоже на намеренное искажение информации, которое так или иначе выгодно владельцам газет и телеканалов. Это может происходить по политическим причинам, потому что они, например, имеют связь с главенствующей партией или преследуют тайный экономический интерес. К тому же, хотя большинство владельцев газет весьма состоятельно, никто из богачей не прочь приумножить свои капиталы. Мы вынуждены признать, что хваленая объективность массмедиа, на самом деле, поверхностна и лицемерна. Это не потому, что умы журналистов плохо работают, а потому что их агитирует собственный интеллект. Такое несовершенство интеллекта, работающего под прикрытием эго, очень трудно отследить в себе. Мы живем в мире показных добродетелей, и нам очень легко убедить себя, что проблема никогда не исходит от нас. Это вечный грех пуритан и религиозных фанатиков. В своей собственной жизни мы также умалчиваем о правде или просто лжем. Эго подстрекает все потоки разума.
Эти несовершенства – величайшие преступления человечества и не признать их нельзя. Но мы можем от них избавиться с помощью части сознания, которая ближе всего находится к нашей душе.
Комментарии
Отправить комментарий