Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Сила и мудрость – шакти
Сила и мудрость – шакти
Теперь пришло время вернуться к нашим собственным истокам в практике йоги, для того чтобы углубить наше Внутреннее Путешествие. Во время занятий мы укрепили силу здорового тела (шарира шакти ). Но тело без энергии и сознания наполовину мертво. В третьей главе о пранаяме мы подчеркнули важность пранической энергии (прана шакти ), и теперь я представляю вам силу осознанности (праджну ). Праджна – это чуткость сознания. Я уже говорил об этом несколько абзацев назад, но не давал ей перевода с санскрита – итак, это сила само-осознания. Праджна также переводится как «обладание мудростью».Все эти три силы должны быть уравновешены и приведены в соответствие с силой души (атма шакти ), дабы впоследствии в ней раствориться. Как я уже объяснял в третьей главе, сила тела вкупе с энергией может перегрузить организм – как если утроить электрический ток в своем доме. Колоссальные внутренние силы можно сбалансировать только с помощью мощи сознания, которое распространяется на все слои бытия, но произойти это должно без какого-то перенапряжения, стресса или опасности. Задача сознания – заполнить пробелы, которые неизбежно существуют между нашим физическим (кости, мускулы) и органическим (органы) слоями тела во время асаны. Даже когда мы объединяем несколько оболочек, некоторые пробелы все же остаются, несмотря на всю нашу осознанность и энергию. Постоянная практика всех лепестков йоги поможет в конечном итоге избавиться от присущих человеку трещинок и изъянов. Сила, которую мы вырабатываем в процессе занятий, должна стать единым и неразделимым целым. Садхана призвана связать ткани с кожей и кожу с тканями, для того чтобы они совместили внешнюю кошу с атма кошей . Только тогда цельность от приобретенной силы сольется с окружающей нас универсальной силой. В противном случае разделения неизбежно останутся.
В этой главе я уже говорил о махате (космическом интеллекте), который существует как универсальный ресурс и находится в нашем распоряжении. Праджна шакти , сила осознанности – это и есть космический интеллект, пропитывающий все темные уголки нашего существа, дабы осветить их осознанностью. Сознание должно приобрести ясность и спокойствие.
Как это происходит на деле? Мы уже рассмотрели, как прана (космическая энергия) входит в нас вместе с дыханием. А как же в нас входит космическая осознанность? Ответ прост – это происходит благодаря силе воли или непрерывному намерению вкупе с внимательностью. Видите, мы уже подбираемся к шестому лепестку йоги, концентрации (дхаране), но вы все еще задаетесь вопросом: как разжечь силу воли? «Я знаю, что она идет от сердца, а не от головы, но я же не могу создать ее из воздуха!» – скажете вы. Именно из воздуха и можете! Точнее, это прана возжигает силу воли и позволяет осознанности распространиться по всем системам. Энергия и осознанность (космические единицы) действуют сообща. Одна уходит, другая идет следом. Только благодаря проникающей воле осознанности разум может продвинуться внутрь и занять самые темные закоулки нашей души. Этот разум достаточно ясен, чтобы день превратить в ночь. Это начало мудрости, интуитивное озарение, которое обладает знанием, верным видением и действует сразу и спонтанно, потому что три силы – тела, энергии и осознанности – слились воедино и гармонизировались в свете души. Мы говорим, что у интеллекта есть озарение. Стоит дополнить это высказывание тем, что душа проницательна, словно маяк, указующий путь заблудшим. Как я уже говорил в начале книги, во время путешествия воля обращается вовнутрь, а душа выходит наружу.
Я много говорил о свободе с разных точек зрения. То, что мы обычно ассоциируем со свободой, – это пространство. Американцы очень любят с ностальгией вспоминать о просторах и свободных нравах Дикого Запада. Пространство – это свобода, и мы сами создаем его в практике асаны и пранаямы. Темное пространство, непознаваемое и непознающее, – это авидья . Но когда сила энергии и сила осознанности сочетаются, появляется молния, освещающая тьму. Постоянными упражнениями и стремлением к сознанию мы это доказываем. Но это весьма субъективное наблюдение, поскольку никто, кроме нас, не может это ни подтвердить, ни увидеть, ни почувствовать. С другой стороны, попробуйте переубедить меня в том, что у меня не болит зуб, если он на самом деле болит!
Мы часто пользуемся выражением «внутреннее Путешествие». И сейчас мы оказываемся в такой области, где нечто «внутреннее» очевидно пытается себя выразить. Создаваемое нами пространство таково, что внутренний, глубинный ресурс тела, может начать светить изнутри. Если ваша практика затронет только уровень физического тела, пространства, необходимого для освобождения внутреннего, не будет достаточно. Никогда не придет понимания того, что каждая клетка тела должна наполняться разумом, который выразит суть ее краткой жизни. Вы останетесь запертыми в темной плотной завесе материи, а добивались того, чтобы внутренний свет расширял пространство. Жаль, если вы столько практиковали йогу, а все еще обременены эго. Вы должны быть естественны, как счастливый, уверенный ребенок. Душа ищет только одного – распространиться настолько, чтобы занять все существо. Но мы остаемся раболепными и чувствуем свое ничтожество, которое прикрывается маской ложной высокомерной личности. Это один из недостатков, присущих разуму.
Комментарии
Отправить комментарий