Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Культура разума

Айенгар

Культура разума 

Иногда я говорю своим ученикам, что то, чем они занимаются в моем классе, строго говоря, не является йогой. Причина в том, что, хотя на уроке вы, несомненно, занимаетесь и, остается надеяться, чему-то учитесь, вы все же подчиняетесь Мастеру. Направляющий разум исходит от него, и вы просто следуете за ним по мере своих способностей. А дома вами управляет собственный разум, и прогресс полностью на вашей совести. К тому же вы целиком и полностью зависите от своей воли. Она больше не опирается на силу, харизму или строгость вашего Мастера. Она исходит от вас, и эффект от этого получается глубже. Это не йога тела для тела, а йога тела для ума и разума.

В этом и заключена огромная разница между просто практикой и садханой. Садхана  – это путь достижения. При правильных подходе и исполнении это достижение чего-то истинного, реального, а потому ведущего к очищению и освобождению. Это и считается садханой,  а не просто механическим повторением упражнений или йогабхьясой.  Итогом садханы  станет обретение мудрости. Это слово переводится как «паломничество», поскольку это действительно Путешествие, а не однообразный механический труд бездумной практики.

Когда я произношу фразу «Мудрость исходит из окультуривания разума», все кивают головой в знак согласия, не понимая, что сейчас мы действительно подвергаем себя опасности, переполняя свою голову ненужной информацией. Так что давайте сделаем паузу и успокоимся, как во время занятия, и постараемся разобраться в том, что подразумевается под разумом.

Например, одним из значений этого слова может быть следующее: разум – это чувствительность тела, которая передается сознанию. Сознание очень близко самости, как мы увидим вскоре. Через чувствительность, которую вы приобретаете во время практики, вы также можете отследить ее присутствие. Это функция разума – просеивать землю в шахтах Голконды. Следующая его задача – наделить чувствительностью и осознанностью те места, где их еще нет. А когда чувство становится всеохватным, вы словно оживаете, возможно, впервые после вашего рождения. Кроме того, вы должны проследить, насколько равномерно распределилась чувствительность. Разум – это воля к исправлению несовершенств. Острый и быстрый ум работает на благо разума, тренируя его на сбор разрозненных мыслей и направлению их на благо, на обретение цельности. Ум нужен для того, чтобы вырабатывать грамматику, синтаксис и словарь, с помощью которого мы устанавливаем отношения с окружающим миром, самовыражаемся. Даже самая высшая форма разума не должна забывать о благодарности своему остро чувствующему, объединяющему уму и его нуждам.

На этом уровне практики, где тотальное внимание практически у нас в руках, а проникновение в суть приобретает реальные очертания, мы сталкиваемся с тем, что называется свободной волей. Чаще всего в нашем представлении – это возможность делать то, что мы хотим, и не делать того, чего не хотим, независимо от результата. Наша практика увеличит эту потенциальную возможность. Укрепление здоровья, силы, ясности и самоконтроля подвигнет нас на совершение великих дел, изменит качество наших взаимоотношений, не говоря уже о том, что мороженое вернется в холодильник, где ему самое место. Все это входит в понятие о самореализации, и это очень приятный и ключевой момент жизни. Но есть еще один аспект свободной воли под названием «воля к свободе», и он вступает в свои права. Невзирая на привлекательность звучания, для обычного человека это довольно пугающая перспектива шага в сердце неизвестности, отрешения и потенциальной боли от высшей степени самопознания. Это требует определенной смелости, так что давайте сначала определимся, где берет начало наша воля.

В 1944 году я буквально боролся со своей практикой, она была сухой, безжизненной и искусственной. Я действовал от воли своей головы, своего эго, а не от сердца и разума. Ясно одно: воля эго конечна, потому что конечно само эго. Это просто личный атрибут каждого из нас, просто сумма пережитых когда-то опытов. Если воля исходит из головы, она всегда будет навязана, а кроме того, ее будет всегда недоставать, потому что источник ее конечен.

Воля, бьющая из разума сердца, связана с бесконечным ресурсом – космическим разумом (махатом ) и космическим сознанием. Это колодец, которому никогда не грозит пересыхание. В йоге воля, или побуждение к действию, которое исходит из универсального сознания, называется прерана . Наркоманы и алкоголики, например, могут какое-то время контролировать себя, стиснув зубы, но вскоре их воля из эгоистического ресурса иссякает и неминуемо наступает срыв. Поэтому тактика пересиливания себя с ними не работает. Наоборот, им предлагают просто отдаться на милость высших сил, чтобы их воля ежедневно обогащалась от контакта с космическим источником интеллектуального действия. Прерана , которой я коснулся во второй главе, это природная воля разума, которая через нас выражает себя, но не через голову, а через сердце. Только благодаря бесконечным ресурсам универсальной воли и разума мы найдем в себе смелость проникнуть в самые затаенные уголки нашего существа.

Разум, развитием которого мы сейчас всецело заняты, зависит от моральной и эмоциональной зрелости, способности ценить истину и уважать этическое поведение, чувствовать любовь ко всему живому в самом универсальном смысле этого слова – в виде сочувствия. Во введении я ссылался на завет Сократа «познай себя», но что нам это даст? Сократ просто объяснил, что самопознание позволит нам сознательно действовать в состоянии свободы. Я провожу для объяснения слова «сознательно» следующую аналогию. Все мы идем по жизни, как полуторагодовалый ребенок. Он переставляет ноги только потому, что иначе упадет. Это ковыляние перемежается с падениями. Жить сознательно – значит идти устойчивой походкой, как взрослый, иметь направление и пункт назначения, а также уверенность в достижении высшего освобождения.

Этимология санскрита проливает свет на тот пункт, до которого мы добрались. Как я уже говорил, мы учимся ходить, как взрослые. Итак, на санскрите маанава  означает «человек». По ассоциации с термином манас  это также переводится как «наделенный умом». Но есть еще одно значение корня «маана» – это «жизнь с честью и достоинством». Смысл лежит на поверхности. Человек – это существо, одаренное интеллектом, которое наделяет свои поступки целью и задает им направление; старается жить по законам этики, то есть с честью и достоинством.

Вопрос, который стоит перед человечеством, звучит так: «А можем ли мы действительно достичь свободы?» Часто в нашей голове проносится, что это под силу Ауробиндо, Ганди и Иисусу, но только не нам. И наш повседневный опыт со всеми его падениями и разочарованиями только подкрепляет нас в этих предрассудках против себя. Но прочтите биографию Ауробиндо или Ганди – и вы убедитесь, что в их жизни также было много спадов, принятия ложных решений, им даже была присуща некоторая аморальность, правда, в самом начале. Я уже говорил, что мой путь в йоге также был болезненным и тернистым, я переживал остракизм и насмешки, но только к этой стезе я чувствовал свое предназначение.

Чтобы разрешить этот парадокс, нужно обратиться к взаимосвязи природы (пракрити)  и души (пуруши ). Нужно понять разницу между решимостью и неизбежностью. Мы биологически обладаем решимостью для эволюционной пользы. На этом уровне решимость так велика, что она создает неизбежность – у всех у нас по две руки и две ноги, одна голова и т. д. На уровне сознания сила решимости создает в нас сильную предрасположенность «избегать боли и продлевать удовольствие», спасаться бегством от своих страхов и позволять гордости и эго разбухать до невероятных размеров. Но этого можно избежать. Йога – это тщательно выверенный путь, где воля вкупе с различающим интеллектом и самосознанием может избавить нас от этой неизбежности. Таким образом, мы можем сознательно двигаться к индивидуальному освобождению и, с Божьей милостью, к универсальной свободе.

Считается, что Адам и Ева жили в состоянии первородной цельности. Согласно учению йоги, высшая степень свободы и есть цельность. Но наше затруднение в том, что мы словно застряли в пустыне между началом и окончанием невероятно длинного пути. Адам и Ева предприняли первый шаг к индивидуализации, когда потеряли эту цельность, вкусив запретный плод. Мы все еще продолжаем следовать их трудному пути, и дороги назад нет. Там, где мы сейчас, не цветут сады, так что приходится идти вперед. Нам предстоит вкусить и горьких, и сладких плодов этой индивидуализации, и они составят часть нашего опыта достижения полноты сознания. Но никто не говорит, что мы не можем достичь цели – единства и потерянного рая. Для такого долгого путешествия нам нужно три вида силы (шакти).

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения