Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Пять качеств ума (бхуми)

Айенгар

Пять качеств ума (бхуми) 

Для того чтобы мы стали более осознанными в сознании-океане с тревожащими его волнами-шаблонами, йога выделила пять качеств, или уровней ума, которые соответствуют пяти вариациям, разобранным чуть выше. Они включают в себя отвлеченное состояние «ума-обезьяны», меняющееся и колеблющееся, вялое состояние, сфокусированный ум, или полное обуздание сознания, и высшее чувство погруженности вне времени, которое мы называем самадхи.

Эти уровни сознания – наши помощники для самонаблюдения и самопознания, а не обвинения в ментальной несостоятельности. Это популярное заблуждение, что йога предназначена только для того, кто умеет сосредотачиваться. Не все люди одарены такой способностью. Тем не менее йогой может заниматься любой вне зависимости от состояния своего здоровья или уровня сознания. В практике обычно рассеянный ум вынужден нацеливать свое внимание только на одну точку (грудь, колено и т. д.) Этот режим тренировки поможет нам правильно направить свое восприятие. Юмор, кстати, тоже помогает нам от разрозненности приблизиться к целому, разгружая ум и облегчая процесс концентрации. Стабильный ум – как ступица колеса. Весь мир может крутиться вокруг вас, но вы останетесь спокойны.

Юмористы очень наблюдательны относительно колеблющегося сознания. Объектом их насмешек часто выступают именно глупые или скучные люди или, наоборот, бесконечно мечущиеся, постоянно делающие неверные ассоциации и перескакивающие с одного на другое. Остается просто показать, насколько нелепо они выглядят со стороны. Кривляясь и изображая тупицу, юморист остается собранным и сконцентрированным на подаче своего материала. И пока мы смеемся и освобождаем свой ум, мы, в свою очередь, тоже концентрируемся на каждом произнесенном им слове. Умные люди делают состояние на том, что высмеивают трюки ума, и артисты знают эту черту за своей аудиторией. Английский писатель еще двести лет назад сказал, что есть четыре типа читателей. Первые подобны песочным часам: это чтение течет, как песок, и не оставляет в их душе ни малейшего следа. Второй тип напоминает губку: он впитывает почти все и возвращает это в изначальном виде, только чуть-чуть грязнее. Третий – как марлевый мешочек, просеивающий желе, он пропускает все хорошее и оставляет только одни отбросы. А четвертый тип читателя, как раб в алмазных рудниках в Голконде, отбрасывает все ненужное и оставляет только чистейшие камни.

Так получилось, что эти самые рудники как раз находятся неподалеку от того места, где я родился. Но что в йоге на четвертом уровне нашего существа мы можем считать алмазами, твердыми и чистыми? Так вот, эта чистота и поможет нам в нашем понимании, ведь она – основное качество мудрости. Мы попытаемся культивировать, отточить лучшие качества своего ума, которыми все люди обладают в той или иной степени, превратив его во всепроникающий и ясный луч мудрости.

Чтобы этого добиться, нам придется сначала какое-то время попотеть в шахтах, отделяя сор от драгоценностей. Давайте рассмотрим процесс просеивания на примере йоговской практики.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Введение: на пороге Освобождения