Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Преобразование ума

Айенгар

Преобразование ума

У сознания (читты)  есть три основных функции. Первая – это когнитивная – восприятие, познание и узнавание. Вторая – волеизъявление, или воля, которая дает импульс для совершения действия. Третье – это само действие, которое выражает огненную сущность ума, включая собственное преобразование. Все они служат нам для приобретения знания и для того, чтобы мы могли оценить истинное положение человека во вселенной.

Давайте обратимся к огненной природе ума. Огонь вспыхивает и танцует, подобно нашему уму. На самом деле, сознание так быстро меняется, что пока мы только заметим одно колебание и успеем его изучить, оно уже смешалось с другим. Все эти запутанные изменения – естественный процесс. Они показывают живость ума, деятельность которого зависит от этих ментальных колебаний.

Я сказал, что ум танцует. Но правильно было бы сказать, что он и нас втягивает в этот веселый танец. Если вы хотите взять по максимуму от огненной лошади, вам нужно ее понять, приручить и контролировать. Это относится и к огненному уму, иначе он попросту сбежит вместе с вами. Поскольку чувства всегда тянут ум к материальным радостям вовне, он нет-нет да и вовлекает вас в затруднительные ситуации, которых вы ждете, а они вдобавок будут иметь плачевные последствия.

Патанджали прокомментировал это так: колебания сознания могут быть болезненными или безболезненными, заметными или незаметными. Он имел в виду, что некоторые вещи кажутся нам неприятными, тревожными и мучительными и такими оказываются. Готовиться к экзамену всегда тяжело, преимущества от его сдачи пока что скрыты от глаз и незаметны до поры до времени. И наоборот, ломящийся от еды стол может показаться сказочным, и проблемы от переедания не маячат перед нами. Если потом появляется болезнь или слабость, это видимая боль. Но если мы используем все наши ресурсы, волю, смелость и веру в свою возможность преодолеть болезнь, то вступаем в безболезненную стадию. Это способ предупредить нас о том, что у любой монеты две стороны, что мы должны быть осторожны и не бросаться в бой сразу. За все надо платить или заслуживать этого. И фраза «делай то, что тебе приятно» – не максима, и ей не стоит доверять в долгосрочной перспективе. Все философии мира сходятся на том, что все искатели удовольствий рано или поздно находят боль. Древние греки считали умеренность главной добродетелью. Йога учит нас, как через отрешенность и практику избежать постоянного метания от одной крайности к другой – от боли к удовольствию.

Двойной аспект колеблющегося ума относится к тому, что называется «Пять вариаций сознания» (на санскрите – читта вритти ). Это правильное знание (прамана ), неправильное знание, или неверное восприятие (випарьяйя ), воображение, или фантазия (викальпа ), сон (нидра)  и память (смрити).  Это естественные психологические состояния, присущие каждому. Они целиком зависят от мозга и нервной системы и исчезают после смерти. Простительно, если кто-то недоумевает, зачем нам их изучать. Сон есть сон, воображение есть воображение, и применительно к ним иногда я прав, а иногда нет. Но с точки зрения йога, понимание их природы окажется очень ценным. Неверное их использование, в искаженной форме например, может принести бесконечный вред. Они влияют прежде всего на качество нашей жизни и действия, которые мы в ней совершаем. Последствия наших поступков во многом переживают их по времени. Вовлеченность имеет свои кармические последствия. Воистину «что посеешь, то и пожнешь». Это универсальный закон. Йога не ограничивает последствия только этой жизнью. Как ведет себя человек, который плохо спит, кругом неправ, живет фантазиями и неправильно пользуется памятью? Гитлер был свято уверен в том, что евреи – существа низшего порядка, и действовал соответствующим образом. Это было неверное знание и восприятие, заблуждение, сущая мания. Последствием его жизни была, естественно, смерть и падение его страны. Но если цепь обусловленности находит свое продолжение и после окончания земной жизни, отыщется ли тот, кто захочет поменяться с Гитлером местами?

На эти пять аспектов сознания действительно стоит посмотреть с точки зрения их положительных и отрицательных сторон. Понимание их природы поможет нам направить свою жизнь в верное русло и принять правильный образ мышления. Они указывают нам путь и помогают направить мыслительный процесс. Наша цель – не задерживать или подавлять, а постепенно их преобразовывать. Они неотделимы друг от друга, как нити в ткани. Одно влияет на другое. Слабость или плохое качество тамасичного  сна ухудшает ясность всех остальных качеств. Четкий анализ для верного знания становится невозможным. Усталому человеку нелегко что-то запомнить. От нашей памяти зависит наша способность проявлять все остальные качества. Она поддерживает и соединяет всех их.

В последней главе мы рассмотрели два аспекта памяти, один отрицательный, другой – положительный. Мы увидели, что плохие воспоминания сковывают нас психологически, заставляя вновь и вновь бессмысленно переживать одни и те же события. В этом случае мы напоминаем тележку, увязшую в грязи во время сезона дождей. Безболезненные воспоминания – это разделение (вивека),  очень важное для нашего роста.

Различение – краеугольный камень интеллекта, отделяющий истину от лжи, реальность от иллюзии, при этом память используется таким образом, чтобы прошлые события не влияли на наши решения и выбор. Если мы увидим последствия, то не окажемся в ловушке кажущегося удовольствия против кажущейся боли. Различение – это способность делать следующие значимые сравнения: «Как моя сегодняшняя практика отличается от вчерашней? Как мое натяжение левой ноги сочетается с правой?» Вы можете легко обнаружить, что правая просто бездействует. Сначала это просто процесс проб и ошибок. Позднее мы научимся их избегать. Например, в стойке на голове, самой распространенной ошибкой будут согнутые плечи. Память предупреждает нас о том, что мы должны быть с этим осторожны. Так мы избегаем ошибок, это полезное различение, которое будит осознанность.

Осознанность, работая вкупе с памятью и различением, поддерживает творческий ум, а не механический. Механический же ум интересует только внешний мир, и он относится к нему, как к гигантской машине, ведущей к объективному знанию. Под объективным знанием я имею в виду знание о мире вокруг нас; оно может быть полезным, а может быть и разрушительным, все зависит от того, как его использовать. Сравнивая новую машину своего друга с вашей развалюхой, вы можете почувствовать вожделение и зависть, а можете подумать, что теперь он будет меньше загрязнять воздух или будет, наконец, в безопасности. Но то, что я называю творческим умом, отсылает нас к вопросу о внешнем и внутреннем, что ведет нас к субъективному и духовному знанию. Под субъективным я подразумеваю собственные представления человека о себе. Касательно последнего примера: если вы поняли, что загрязнение нежелательно, вы не захотите загрязнять ни воздух (внешнее), ни себя (внутреннее). Так что творческой реакцией может быть смена вашей машины.

Когда осознанность соединяется с интеллектом, мы способны видеть мир со всей честностью. Когда тело и мозг действуют в гармонии, создается цельность. Если перенести их привязанность к поиску удовольствий на различительный ум, память перестает, наконец, копать нам ловушки из старых привычек, а вместо этого становится настоящим гуру, ведущим нас к прекрасному знанию и поведению.

Очищая память, мы также очищаем весь свой ум. Для обычного человека она является прошлым состоянием ума, а для йога – настоящим. Память записывает все. Однако она бесполезна и мешает нашему развитию, если сводится к банальному и ненужному повторению одного и того же. Но она незаменима для нашего развития, если готовит вас к будущему. Память – это наш выгодный партнер, благодаря которому мы можем увидеть, продвинулись ли мы или, наоборот, движемся назад. Сортируя желательные и нежелательные воспоминания, мы позволяем себе столкнуться с новыми впечатлениями. Все прошлое теперь в нашем распоряжении. Память перестает действовать как отдельный элемент и полностью поглощается сознанием. Патанджали говорил, что, когда она полностью очищена, ум падает, как зрелый фрукт, и сознание сияет во всей красе. Я имею в виду, что память служит нам стимулом для прекрасного и безупречного действия, неокрашенного явлениями внешнего мира. Чистая память – значит память, которая не содержит переработанных эмоций из области неосознанного, а вместо этого реагирует только на эмоции в настоящем моменте.

Воображение также может работать как во благо, так и во вред. Это, несомненно, величайший дар человечеству. Но санскритское слово викальпа  помимо всего прочего означает «заблуждение, или иллюзия». Без должного усердия любые, даже самые вдохновляющие вспышки воображения остаются бессильными, отрезанными от реальности. Если у ученого появляется идея, ему, может быть, придется годами работать, экспериментировать, анализировать, чтобы сделать ее явью, проверить, возможно ли ее осуществление. Писатель может годами грезить идеей своего романа, но пока он не усядется за стол, его идеи не имеют никакой ценностью. Зеленый юнец однажды сказал великому поэту: «У меня родилась прекрасная идея для поэмы». Поэт отрезал: «Но поэма состоит из слов». Истинный поэт всегда крепко стоит ногами на земле. Какова бы ни была идея, запишите ее.

Вы уже поняли, как эти пять вариаций работают против нас. Когда мы грезим днем, то смешиваем плохой сон с фантазией. Когда мы мечтаем о прошлом, то просто добавляем к этой смеси память. Это может быть приятно или может действовать успокаивающе, но это ведет в никуда. Вернувшись к реальности, мы можем почувствовать, что она неприятна в сравнении с прошлым – вот так безболезненное состояние порождает болезненное.

Поверхностные люди, постоянно витающие в облаках, не внушают нам уважения. Мы имеем обыкновение восхищаться теми, кто превращает свое панорамное и проникающее видение в реальность. В молодости Махатма Ганди представлял Индию свободной от завоевателей, но ему пришлось положить жизнь на непрестанную работу, или тапас , чтобы сделать мечту явью. Тапас  – вот ключ ко всему. Это слово переводится как «интенсивный, очищающий огонь», который, словно алхимик, превращает простой металл в золото. Воображение – вспыхивающее пламя, самая холодная часть огня. Танцующие огоньки дают свет, чтобы проявить форму, которая в терминологии йоги означает тончайшего двойника огня. Что есть идея или концепция, как не форма в уме? Наша задача подуть на огонь, разжечь его, используя тапас  как кузнечные мехи, так, чтобы жар превратил концепции ума в реальность. Дабы привести тело и ум в гармонию, для этого стоит обратиться к асане. Ум всегда впереди тела. Ум стремится в будущее, тело – в прошлое, а «я» – в настоящее. Их взаимодействие, которому мы учимся в асане, поможет материализовать форму наших видений в реальной жизни.

Сон есть сон. Я уже спрашивал, может ли он чему-то научить нас? Мы же все-таки не являемся его свидетелями. Мы несознательны и инертны и не помним себя. Но мы же знаем, что спали, когда просыпаемся? Глубокий, питающий нервы сон без сновидений – предел мечтаний. Йоги не видят сны. Они либо спят, либо бодрствуют. Сон может быть трех типов. Если после сна вы чувствуете себя вялым и тяжелым, значит, он был тамасичным. Волнительный, тревожный сон – раджатичным . И наконец, саттвическим  считается сон, который освежает и дарует ясность. С помощью метафоры, опять же, сон можно выразить как распустившуюся розу, которая потом снова превратилась в бутон. Чувства восприятия отдыхают в уме, ум – в сознании, сознание – в сущности. Это звучит как четкое описание того, чего мы пытаемся добиться с помощью йоги, так что у нас есть чему поучиться. Во сне мы словно возвращаемся в невинность. Спящий не может быть грешником.

Поскольку ум и чувства отдыхают, появляется негативное чувство отсутствия, пустоты, небытия. А негативное, потому что оно непривычно, ведь обычное чувство осознания себя отсутствует. Цель ученика йоги – преобразовать эти ощущения в положительные в бодрствующем состоянии. Ум и чувства закрываются подобно бутону, но свидетель остается бдительным. Это чистое состояние, в котором сущность свободна от накопленного опыта прошлого. Движения сознания спокойны. Умиротворенный глубокий сон при алертном и бодрствующем состоянии называется самадхи . Когда ум обуздан и успокоен, таковой становится и душа. Отсутствие эго в состоянии сна сходно с самадхи,  но все же это состояние более вялое, и сознание при этом не алертно. Самадхи –  сон в отсутствии эго, в сочетании с вибрирующим интеллектом.

В глубоком сне мы теряем ощущение «я», свое эго. Мы забываем, кто мы есть, и возвращаемся к космическому, вечному разуму. За несколько секунд до пробуждения мы можем почувствовать это состояние «не-я», это спокойствие без эго. Оно и должно вести нас вперед. Это естественное окно к медитативному уму, когда мы понимаем, что мы цельны и научились принимать. Когда эго утихает, наша гордыня постепенно меркнет. Мы становимся более понимающими и восприимчивыми. Нас не обижают жизненные передряги. Нас не расстраивают и не мучают тревоги внутри и снаружи.

Практика йоги учит нас решать проблемы по мере поступления и забывать о них по мере решения. И неважно, чего это касается: вовремя убраться в доме, ответить на звонки и письма, не держать обиду. Есть такое выражение: «С глаз долой – из сердца вон». Это означает, что даже самые неприятные чувства стоит переживать в свое время, но не давать им гнить и отравлять всю остальную жизнь. Научившись этому, мы перестанем засыпать с тяжелым ядовитым похмельем от прошедшего дня, состоящего из неразрешенных проблем и страхов. Точно так же не стоит есть поздно на ночь, потому что это делает сон раджастичным , то есть беспокойным. Мы проснемся недовольными и взволнованными. Если постоянно наполнять свой ум агрессивными образами и мыслями, наше бессознательное извергнет их в тревожных сновидениях. Как хорошее воображение открывает творческий ум, хороший сон оживляет его и приносит осознанность. Живя каждый день здесь и сейчас, мы обретаем великое сознание. Ясное сознание – это лучшая прелюдия к спокойной ночи, дарующей истинное отдохновение.

Иногда говорят, что бессодержательный тупица чисто внешне напоминает человека в состоянии самадхи,  высшей божественной благодати. Это потому, что ум ни отсталого человека, ни святого не влияет на сознание. Разница только в том, что у одного это состояние ума спящее, буквально коматозное и нечувствительное, а у второго – алертное, позитивное и в высшей степени чуткое. Я упоминаю это потому, что новички часто путают приятную дремоту и сонливое состояние с медитацией. Чаще всего это происходит, когда они принимают позу трупа (шавасану  – см. Гл. VII). Они пытаются медитировать, но впадают в приятное оцепенение, как будто их спеленали ватой. Это все же больше напоминает приготовление ко сну, а не к самадхи . Вялость после сна не должна передаваться в бодрствующее состояние. Тем более не должно в нем быть иступленной активности из беспокойного сна. Если мы мечемся и ворочаемся во сне, то будем делать это и днем. Мы стремимся к алертному, сдержанному состоянию без эго, как к логическому заключению освежающего отдыха. Тогда опыт ночного отдыха даст нам ключи к отдыху ума и чувств в медитативном состоянии. Хороший сон делает сознание блестящим, а плохой безнадежно его замутняет.

Плохая ночь заставляет нас видеть все в искаженном свете. Неверное знание порождает ошибочную мысль, слова и действия, причиняющие вред. Часто, когда мы исправляем свое неверное восприятие, мы смотрим назад и сожалеем: «Не стоило мне этого говорить или делать». Мы чувствуем себя виноватыми и раскаиваемся. Но в нашей практической жизни мы прикладываем много усилий для того, чтобы этой ситуации попросту избежать. Покупая дом, мы нанимаем геодезиста, который проверит его прочность, наличие воды, безопасность участка; правовую компанию, чтобы удостовериться в юридической законности сделки, и просим банк сделать денежный перевод. Мы проверяем, далеко ли школа и остановки транспорта. Мы же не хотим допустить ошибку. И тем не менее большинство людей, обращаясь назад, видят, несколько их жизнь была захламлена ошибками.

Мы отмахиваемся: «Если бы тогда я знал то, что знаю теперь». Однако наше бесценное знание даже сейчас не оберегает нас от совершения новых ошибок. Йога говорит, что верное и ошибочное знание – две вариации или состояния сознания. Благодаря практике мы можем уменьшить или искоренить неверное восприятие и получить верное восприятие и знание. Я не говорю о том, что вы поменяете свои прежние взгляды, скорее, вы их попросту оставите. Что такое мнение, по большому счету, – это вчерашнее верное или неверное знание, подогретое и вновь сервированное применительно к сегодняшней ситуации. Так что мнения коренятся в прошлом, а наше исследование памяти показало, что прошлое порой может быть хуже минного поля. Практикующий йогу человек всегда пытается быть в настоящем, так что в данной ситуации идеальная осознанность – это наша главная цель. Но одним махом этого не добиться. Так что постепенно по мере продвижения на своем духовном пути мы можем заметить, что наши мнения, основанные на неверной информации и восприятии, постепенно заменяются новыми, которые имеют под собой более крепкий фундамент. Это похоже на то, как мы избавлялись от вредных привычек в поисках высшей свободы. Взгляните на следующий пример.

Еще 30–40 лет назад мир был убежден, что женщина не справится с мужской работой, что ей подходят только должности в подчинении, а если она и занимала достойный пост, то получала меньше мужчины. Теперь в это мало кто верит. Общественное мнение изменилось. За примерами из жизни далеко ходить не нужно. Сейчас наше знание основывается на доказательствах того, что женщины работают не хуже, и поэтому оно более не сковано предрассудками. А что такое предрассудок? Это означает составить мнение перед тем, как увидеть все своими глазами.

Еще недавно, если бы к вам на работу пришли устраиваться мужчина и женщина, вы бы, скорее всего, склонились на сторону женщины при равных качествах, сознательно пытаясь приложить какие-то особенные умения женщины к работе или стараясь загладить несправедливость. Но если при одинаковости кандидатов вы отдаете предпочтение женщине только по половому признаку, это все равно будет считаться предрассудком. Прошлое все еще держит вас мертвой хваткой. Очевидно, вы попросту попытались превратить плохую привычку в хорошую. Но как тогда быть с правильным действием, основанным на правильном знании без прошлой обусловленности? Вероятно, в этом примере правильным будет интервьюировать обоих с ясным видением относительно их возможностей и степени пригодности, и решение придет само собой, но совершенно безотносительно их пола.

Но это пример внешний, а практика йоги разворачивается внутри. На что стоит обратить внимание, так это на то, как культура сущности ведет к правильному знанию и неизбежно преобразует наши отношения с внешним миром, а также углубляет внутреннее Путешествие.

СОГЛАСНО ФИЛОСОФИИ ЙОГИ, верное знание подкрепляется тремя видами доказательств: непосредственным восприятием, верной дедукцией или свидетельством из достоверного источника, такого, как священные писания или слова мудрых и опытных людей. Поэтому первоначально любое индивидуальное восприятие должно быть проверено логикой, а потом можно посмотреть, соотносится ли оно с традиционной мудростью. Всем нам знаком этот процесс. Как на примере с покупкой дома: мы видим здание, и у нас создается впечатление (наше непосредственное восприятие). Тогда мы составляем суждение, основанное на том, что мы узнали о доме (надо надеяться, верная дедукция). А геодезист – прототип опытного мудреца, его технические книги – аналог священного писания. Так все три доказательства подтверждают друг друга.

Какие из способностей вы используете? Прежде всего интеллект (буддхи ), который, как мы увидели в прошлой главе, гораздо более тонок, чем обычное мышление, чувствительный мозг (или манас ). Он имеет дело только с фактами и причинами, а не впечатлениями и интерпретациями. Он присущ всем аспектам нашего бытия, но чаще всего спит, так что первостепенной нашей задачей будет его расшевелить и пробудить.

Практика асан несет интеллект к поверхности клеточного тела через растяжку и физиологическому телу через удержание позы. Единожды пробужденное, тело может проявить свой динамический аспект, свою способность к различению. Оно обеспечивает субъективную фактическую правду, пока мозг только лишь генерирует воображаемую. Оно точно, потому что выравнивает и удерживает позу, приносит стабильность, баланс и одинаковое растяжение везде, где оттачивает этот дар различения. Различение – это процесс взвешивания, без которого не обойтись в нашем мире двойственности. Когда все неправильное отброшено, то, что останется, должно быть правильным. По мере того как интеллект распространяется в сознании, ум и эго сужаются до достойных их размеров. Они больше не задают тон, а служат интеллекту. Память, особенно, как мы уже видели, теперь, обуздана интеллектом, ищущим свободы, а не умом, ищущим кабалы.

Комментарии

Поделиться:



Популярное

Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Боль: найти удобство даже в дискомфорте