Б. К. С. Айенгар Свет жизни: йога. Путешествие к цельности, внутреннему спокойствию и наивысшей свободе - Жизнь – это учеба
Жизнь – это учеба
Эта книга обозначила много разграничений – пять тонких тел, пять элементов, пять жизненных целей. Путешествие к исследованию Природы и обнаружению Души – это благодарный и восхитительный путь. Но где-то подсознательно мы не должны забывать, что все эти проявления не появляются ниоткуда, потому что они вплетены в сознание. Поэтому высшая цель йоги – полная трансформация сознания (читты), которое наполняет все наше существо осознанностью и не знает границ.Я надеюсь, что смог развеять миф о том, что Хатха-йога действует только на физическом уровне и не имеет отношения к духовной жизни. Чаще всего асаны попросту приравниваются несведущими людьми к физическим упражнениям. Вся моя жизнь была направлена на то, чтобы показать, как уже в начале практики этот путь способен привести своего приверженца к интеграции тела, ума и души.
Я пытался сказать, что асана должна быть удобной и устойчивой. Устойчивость приходит, только когда усилий больше не прикладывается. Так что нужно натренировать свое тело так, чтобы самое сложное казалось легким. Я больше не испытываю напряжения. Раз нет усилий, я могу предложить свою практику Господу, чтобы соединиться с ним в вечности.
Вы ошибаетесь, если считаете себя инертным. Если бы ваш огонь потух, жизнь оборвалась бы вместе с ним. Огонь йоги (йогагни ) существует в латентном или первозданном состоянии в каждом из нас. Он поглотил мою жизнь, но ничто не может быть покорено раз и навсегда. Если я позволю холодному пеплу покрыть мой огонь слабой практикой, высокомерием и неосторожностью, огонь утратит свои алхимические свойства преобразования. Я никогда не собираюсь выходить на пенсию, потому что должен поддерживать огонь внутри.
Поэтому садхану нельзя прерывать. Конечно, я старею и с годами сдаю на некоторых уровнях. Но мое тело и ум – слуги и последователи души. Единение этой троицы дает мне право называться йогом. Но какого бы уровня я ни достиг, я никогда не скажу, что практика больше не требуется.
Я стар, и смерть неизбежно надвигается. Но и рождение, и смерть находятся за гранью воли человека. Раз они не в моей власти, так стоит ли о них думать? Йога научила меня думать только о работе, чтобы прожить достойную жизнь. Если кто-то освободился от мирских пут, смерть будет легкой и естественной, если вы жили полной жизнью, каждую секунду, как учит йога. Даже если ваше эго рассеялось, я не скажу: «Жить больше незачем». Я скажу: «Живите по полной, чтобы смерть была праздником».
Хокусай, великий японский художник, сказал, когда ему было уже далеко за семьдесят, что, если бы жизнь подарила ему еще десять лет, он стал бы великим творцом. Не могу не восхищаться его скромностью. Позвольте мне закончить книгу словами испанского художника Гойи, который на смертном одре говорил, что еще учится. Ко мне это тоже относится в полной мере. Я никогда не устану учиться, и я попытался поделиться с вами некоторыми своими уроками. Надеюсь, там, где я остановлюсь, вы сможете продолжить.
Комментарии
Отправить комментарий