Предисловие - - ПРАНАЯМА ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ - Б. К. С. АЙЕНГАР
Предисловие
«Йога есть не что иное, как тотальный опыт человеческой жизни; это наука о целостном человеке!»Джек С. Масуи
Йогачарья Шри Б. К. С Айенгар, автор книги «Взгляд на Йогу», вряд ли нуждается в представлении искателям света Пранаямы. Наука и искусство йоги, как они были даны Патанджали за столетие до Рождества Христова, начинаются с моральных и других наставлений, направленных на достижение физического, витального и ментального здоровья, силы и чистоты. Затем следует описания поз — асан, которые благотворно влияют на ученика через нейрофизиологическую систему и эндокринные железы. Шри Айенгар описал это в своей книге Взгляд на Йогу так детально и тщательно, сделав около шестисот фотографий, что едва ли какой-то другой труд по этому предмету может быть столь энциклопедичен, точен, досконален и ясен. Его книга дает полную теорию йоги и исчерпывающе описывает предмет асан, затрагивая начало Пранаямы. Эта книга столь популярна, что выдержала множество изданий и переведена на несколько языков Она стала практическим руководством для людей во всем мире.Шри Айенгар, побуждаемый своей природой и движимый обстоятельствами, учился йоге, идя трудным путем под руководством своего гуру Шри Кришнамачарья. Шри Айенгар сам был все это время учителем йоги, хорошим руководителем группы. Все, что он говорит и пишет о йоге, является частью его собственного богатого и значительного опыта, который он щедро предлагает людям. Демонстрационная лекция об асанах, данная прошлым декабрем в Бомбее по случаю его шестьдесят первой годовщины с участием его дочери Гиты и сына Прашанта, была удивительной демонстрацией контроля над каждым нервом и мускулом его гибкого тела.
Сотни его учеников из других стран были свидетелями этого представления и изумлялись, как ему удалось сохранить такую пластичность и силу в его возрасте. Для него же это — детские игры, простая повседневность. Один из его близких учеников отметил, что он тренирует свое тело «сгибаться, изгибаться, скручиваться, поворачиваться, напрягаться, извиваться, растягиваться» и делать многое другое!
И было вполне логично ожидать от Шри Айенгара такой же исчерпывающей и поучительной книги о Пранаяме, которая является следующей ступенью в йоге, а именно — наукой и искусством контроля дыхания. Существуют различные йоги, такие, как хатха-йога, джнана-йога, кундалини-йога, тантра-йога, лайя-йога и другие, но, по существу, йога в своей основе — это научный и системный образ жизни, практикуемый для того, чтобы успешно организовать все энергии и способности целостного человеческого существа, стремящегося достигнуть состояния наивысшего экстатического общения с Космической Реальностью или Богом.
Контроль дыхания полезен каждому, кто практикует одну из вышеупомянутых йог. Все йогические тексты, написанные на основе многовекового опыта, свидетельствуют, что контроль дыхания — важный фактор в практике контроля ума. Однако контроль дыхания — пранаяма — не просто глубокое дыхание или дыхательные упражнения, которые обычно являются частью физической культуры. Это — нечто гораздо большее, включающее упражнения, которые влияют не только на физический, физиологический и нервный виды энергии, но и на психическую и мозговую деятельность, в частности на развитие памяти и творчества. Шри Ауробиндо, мудрец и провидец из Пондишери, засвидетельствовал, что после освоения пранаямы он смог сочинять и сохранять в памяти около двухсот поэтических строк, в то время как ранее он не мог справиться даже с дюжиной.
За последние десятилетия западная медицина на основе экспериментов пришла к пониманию и использованию оздоровительного и общеукрепляющего эффектов того, что называют произвольным дыханием. Йога описывает и практикует пранаяму, приписывая ей несомненную воспитательную, упорядочивающую и духовную мощь. Владимир Бишлер в главе 14 книги «Формы и техники альтруистического и духовного развития» говорит, что медицинская наука уже приняла необходимость заимствования некоторых восточных методов и изучения многочисленных эффектов правильного контролируемого дыхания. В результате тщательного изучения он пришел к выводу, что эти многочисленные эффекты происходят не только в легких, но воздействуют на весь метаболизм человеческого тела. Он сказал, что спиротерапия (так он назвал метод, основанный на дыхании) открыла новые широкие горизонты в медицине, гигиене и терапии. В заключение он сказал, что исследования современной науки только подтверждают эмпирическую интуитивную практику восточных мудрецов и философов.
Пранаяма как сердцевина йогической практики может принести практикующему много пользы не только в ментальной и духовной сферах.
Но основная цель йоги — самореализация, контакт человеческой самости с Высшей Сущностью; практика пранаямы включает контроль над умом и всем человеческим сознанием, которое является основой всего познания. Человеческое существо — это тело, жизнь, включающая все биологические процессы, ум, который есть место пребывания того, что мы называем эго — «я», и вокруг которого центрируется вся мозговая активность. Цель йоги — освободить основную силу сознания от всяких воспоминаний, мышления, чувственных побуждений и желаний и попытаться постигнуть чистое сознание как искру самой космической энергии, которая есть природа принципа самосознания Высшего Разума.
Для людей, которые хотят идти путем йоги, в первую очередь следует прекратить отождествлять себя с системой тело-жизнь-ум и смотреть на эти три части как на инструменты для трансцен-денции эго, с целью отождествить свое внутреннее существо с чистой, незамутненной энергией сознания, которое есть сама природа всеобъемлющего мира, гармонии и радости творчества. Таким образом, Пранаяма имеет особый смысл и назначение в йоге Прана означает дыхание, воздух и саму жизнь Но в йоге прана (во всех ее пяти аспектах в человеке, прана, апана, вьяна, удана и самана) — это сама сущность того источника, который даст энергию живому и неживому мирам. Он пронизывает всю вселенную Пранаяма означает полный контроль над этим источником энергии в пределах своей самости посредством определенной дисциплины. Эта дисциплина существует не только для достижения хорошего здоровья, равновесия физической и витальной энергий, но также и для очищения всей нервной системы с целью сделать ее более отзывчивой к намерению йога контролировать свои чувственные стремления, сделать свою ментальную энергию более тонкой и чувствительной к зову эволюционного развития, к зову высшей, божественной природы в человеке.
Пранаяму редко практикуют как независимую технику. Древнейшие йогические тексты, начиная с Патанджали, рассматривают ее как сердцевину йогической дисциплины. Однако в последнее время появились самостоятельные публикации по этому предмету, хотя их совсем немного по сравнению с массой пособий по асанам. Но труд, где было бы целиком отражено научное понимание, основанное на долгом жизненном опыте изучения всех аспектов йоги, все еще оставался долгожданным. Каждый последователь йоги с радостью воспринял появление книги Шри Айенгара.
Когда я взялся за рукопись Шри Айенгара, чтобы написать предисловие, то понял, какая это трудная и смелая задача — преподнести предмет Пранаямы людям с запада на английском языке. В отличие от многих других автором, писавших на эту тему, Шри Айенгар — домохозяин и последователь традиции поклонения своему Ишта Девата (избранному божеству), описанной в Гите и подобных текстах. Здесь я бы сказал, что йога — это не часть какой-либо религии со своей теологией и обрядностью. Она не имеет организации и иерархии. Это культурная и духовная дисциплина, открытая человечеству безо всякого разделения по кастам, вероучениям, цвету кожи, расам, полу и возрасту. Вероятно, необходимо только основное особое качество — вера в возможности своего сознания и устремление достичь вершины путем следования законам самого сознания Другая необычная и замечательная особенность Шри Айенгара: вместо того чтобы рассматривать семью как бремя, а жену — как препятствие в йогической жизни, он дал своему Институту Йоги в Пуне имя своей покойной подруги Шри-мати Рамамани и посвятил ей эту книгу. Этими поступками Шри Айенгар убедительно доказал, что йога существует ради жизни, а не как уход от нее, как часто повторял Шри Ауробиндо.
Другая трудность касается терминологии и использования слов, которые в оригинале даются на санскрите.
Шри Айенгар подобрал по возможности наиболее точные и близкие английские эквиваленты и постарался сохранить смысл оригинала. Он прекрасно описывает детали и не бывает удовлетворен до тех пор, пока не почувствует, что читатель понял все, что он хотел сказать. Возьмем для примера само слово пранаяма: оно так богато оттенками, дополнительными значениями, что передача его смысла выражениями «контроль дыхания», «произвольное дыхание» или «наука дыхания» была бы неполной. Например, ни одно из этих выражений не включает идею об кумбхаке (задержке дыхания) или идею о дыхании через разные ноздри с чередованием в разных пропорциях. Еще менее они могут обозначать различные типы дыхания, такие, как удджайи, ситали и другие, и их комбинации с мудрами и бандхами. Шри Айенгар позаботился даже о том, чтобы показать расположение пальцев рук на ноздрях и точно и подробно описать их. Эта тщательность в использовании слов в сочетании с необходимыми предостережениями и иллюстрациями дает возможность книге стать путеводителем для стремящегося следовать по пути искусства пранаямы настолько близко к идеалу, насколько вообще этого можно достигнуть словами.
Шри Айенгар хорошо знает, что наука и искусство йоги не полны без дхараны, дхьяны и самадхи.
Это ведет йогина шаг за шагом к трансценденции области чувств и власти эго с целью постепенной трансформации интегрального существования в новую жизнь, где существует единство с Высшим Духом в незагрязненной радости и гармонии. Потому в этой книге автор дал намек на то, что называют медитацией, или дхьяной. Он закончил книгу несколькими краткими советами по шавасане — позе, которая ведет к абсолютному расслаблению, сопряженному с очень слабой активностью ума. Шри Айенгар завершает этот огромный труд по написанию руководства ш. лранаяме, предлагая читателю секрет подлинного расслабления, и таким образом подготавливает его к следующему и окончательному восхождению к вершине медитативного самадхи. Прекрасным примером удачной реализации этого курса из трех книг. «Взгляд на Йогу», «Взгляд на Пранаяму», «Взгляд на Дхьяну» — является жизнь Шри Айенгара, ибо тройным светом осветил он другим людям путь к Эвересту духовности.
Бангалор 14 июня 1979 г. Р.Р. Дивакар.
Комментарии
Отправить комментарий